«Из ста шестидесяти восьми часов в неделе один лишь единственный час отделил Себе Бог: неужели ты и тот потратишь на дела житейские, на смех и разговоры? С какою, после этого, дерзостью приступишь ты к таинствам? С какою оскверненною совестью?»
«Бог устроил церковь, как гавань, чтобы в ней, укрывшиеся от шума и треволнений жизненного моря, люди наслаждались великим покоем»
***
Преподобный Ефрем Сирин
«Как дождь взращивает семя, так церковная служба укрепляет душу в добродетели»
***
Преподобный Исаак Сирин (550)
«Начало помрачения ума прежде всего усматривается в лености к Божией службе и к молитве. Ибо, если душа не отпадет сперва от этого, нет иного пути к душевному обольщению; когда же лишается...
В редких случаях старцы-подвижники писали нарочитые проповеди. Наставления обычно были краткими. Как правило это были ответы на конкретные вопросы посетителей, зато они до сих пор дышат большой духовной силой, всегда основаны на личном опыте старца и очень верно проливают свет на разные затруднения, с которыми сталкивается человек на своем пути к Богу. Наставления наиболее авторитетных старцев нередко записывались. Так в течение более полутора тысяч лет, начиная с преподобного Антония Великого (середина 4-го столетия) собралась богатая святоотеческая аскетическая литература, которая освещает многие стороны христианской жизни.
При всем разнообразии эпох, культур и жизненных условий, в которых протекал жизнь подвижников благочестия, их наставления отличаются полным единством. Это происходит по двум причинам. Во-первых, так как у всех людей одна природа, то и искушения, с которыми им приходится бороться, остаются по сути те же, как неизменны и нравственные законы, установленные Творцом, а также и цель у все одна - это Царство Небесное.
Во-вторых, через святых отцов вещал тот же Дух Святой, Который говорил устами святых пророков и апостолов и Который, по обещанию Спасителя, пребудет в Его Церкви до конца существования мира. Святые отцы благовествуют одну и ту же Божественную истину, что и Священное Писание. Особенность их поучений состоит в более подробном освещении разных сторон духовной жизни, в конкретных примерах и советах.
Христос, хотя называется Светом и Солнцем, но выше света и солнца
как Творец и Владыка света и солнца. Он Жизнь и Животворец, Истина,
Правда и Освящение; прост, несложен, благ - Он есть всякое благо и
превыше всякого блага.
Как Истина, которой Он является и именуется, Он бывает истиною для
кающихся и обращающихся к Нему. Как Правда бывает Он праведностью для
возненавидевших всякое зло и неправду. Как Освящение освящает Он
омывших и очистивших себя слезами. Как простой обитает Он в тех,
которые не таят в себе никакого лукавства или злобы. Как несложный,
несложным является Он в тех, которые не стесняют духовных дел покаяния
делами телесными или мирскими заботами и хлопотами и не смешивают
мирского с духовным, но приступают к Нему в незлобии, очищенными и
простыми в настроении сердца и произволения души, простоту и
непытливость которых приемлет Бог и в короткое время наполняет их
всяким добром и, как только откроется и явится в них, тотчас делает их
причастниками таких благ, которые превосходят всякий ум и всякое
помышление.
Филарет,
митрополит Московский Брак есть таинство, в котором, при свободном обещании женихом и невестою
взаимной их супружеской верности перед священником и церковью,
благословляется их супружеский союз - во образ духовного союза Христа с
Церковью, испрашивается им благодать чистого
Слава Господу, что Он дал нам покаяние, и покаянием все мы спасемся,
без исключения. Не спасутся только те, которые не хотят каяться, и в
этом я вижу их отчаяние, и много я плачу, жалея их. Они не познали Духом
Святым, как велико Божие милосердие. А если бы каждая душа знала
Господа, знала, как много Он нас любит, то никто не только не отчаялся
бы, но даже и не пороптал бы никогда.
Грех ещё усугубляется, если он не очищается покаянием.
Грешник, сознающий свой грех, в очах Божиих заслуживает большего снисхождения,
чем тот, кто грешит и говорит: «Это не грех», или: «Не взыщет Бог!»
Прп.
Антоний Великий
В соделанных нами грехах не будем винить ни рождения нашего,
ни другого кого, а только себя самих.
А без веры угодить Богу невозможно : ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его Он воздает. (Евр. 11;6)
Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. В ней свидетельствованы древние. Верою познаём, что веки устроены словом Божьим, так что из невидимого произошло видимое. (Евр. 11; 1-3)
«Христиане
пищей для себя имеют оный Небесный Огонь; он для них упокоение, он
очищение и омывает, и освящает сердце их, он приводит их в возрастание,
он для них воздух и жизнь» (Духовные беседы. Изд. 4. Сергиев Пасад,
1904).
От каждого человека, получившего Крещение, Бог требует трёх добродетелей: правой веры от всей души и от всей крепости, воздержание языка и чистоты тела ( прп. Симеон Новый Богослов).
Святитель Московский Филарет (в миру
Василий Михайлович Дроздов) родился 26 декабря 1782
года в городе Коломне. Отец и мать святителя
происходили из потомственного духовенства. 20 декабря
1791 года будущий святитель был зачислен в Коломенскую
семинарию. Редкие природные дарования соединялись у
него с отменным усердием. Вскоре, в связи с переводом
Коломенской семинарии в Тулу, юноша, исполняя волю
отца, направился в лаврскую школу в обители
преподобного Сергия. Переселение в Лавру наполнило его
душу несказанной радостью.