“Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих. Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего. Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне. Тогда Иисус говорит...
Икона Христа Психосостера (Душеспасителя) вместе с другой иконой, с изображением Богоматери Психосострии (Душеспасительницы), написана в Константинополе около 1312—1325 годов.
Эти иконы присланы императором Андроником II в дар архиепископу Охрида Григорию, который вложил обе их в кафедральный собор Святой Софии. Иконы были задуманы как парные изначально.
После захвата турками южнославянских земель (и современной Македонии в том числе) и превращения собора в мечеть иконы были перенесены в церковь Богородицы Перивлепты.
Икона двусторонняя. На обороте иконы изображено Распятие Господа Иисуса Христа.
Иконография Рождества Христова
складывалась постепенно, как и богослужение
праздника, однако, основные ее черты наметились уже
в раннехристианский период. Основными
источниками иконографии стали Евангелие и
церковное предание, в том числе апокрифическое
протоевангелие Иакова.
Самые
ранние сохранившиеся изображения Рождества
Христова относятся к ...
Веселися, Иерусалиме, торжествуйте, любящие Сиона: царствуяй бо во веки Господь сил прииде…
(Ирмос 8 песни)
В земной жизни Господа Иисуса Христа не было более торжественного
момента: тысячи людей, пришедших в Иерусалим на праздник иудейской Пасхи
вдруг узнали, что во святой град вступает Тот, о Котором возвещал
пророк: Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се
Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на
ослице и на молодом осле, сыне подъяремной (Зах. 9:9). В этом триумфе
виделось осуществление...
Богоявление
– один из древнейших праздников христианского календаря, первоначально
составлявший вместе с Рождеством Христовым единое торжество,
чествовавшее Воплощение Слова и начало Его земного Домостроительства. С
IV века эти события начинают праздноваться раздельно, однако в церковных
службах на Рождество и Крещение остается...
Иконография Вознесения едина: двенадцать
апостолов с Богородицей в центре,
варьируется лишь количество ангелов. На
некоторых иконах можно заметить такую деталь
- на горе Елеонской, откуда Господь Иисус
Христос вознесся на небеса, изображен след
от ноги Его. Это изображение действительного
отпечатка...
Очистим чувствия и узрим неприступным светом воскресения Христа блистающася…
(Канон Воскресению, песнь 1)
Дивный
Пасхальный канон — «торжественная песнь радости о Победителе смерти и
ада» [13, с. 206] — наряду с глубокими богословскими рассуждениями
содержит столь яркие и образные описания самого события Воскресения
Христова, что это творение преподобного Иоанна Дамаскина порой кажется
своего рода иконографической программой, которую творец канонов
заботливо предлагает не только самим иконописцам, но и тем, кто
стремится вникнуть и в смысл изображенного события.
Икона Спас
Благое Молчание представляет один из сравнительно поздних (не ранее
конца XV века), редких и сложных для истолкования иконографических типов
Христа.
Иконографический тип, представляющий Христа в архиерейском облачении;
получил распространение в поздне - и поствизант. искусстве. Является одним из
вариантов изображения Христа Первосвященника, в основе к-рого лежит текст:
«Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека» (Пс
109. 4)