Преподобный Силуан Афонский
Слава Господу, что Он дал нам покаяние, и покаянием все мы спасемся,
без исключения. Не спасутся только те, которые не хотят каяться, и в
этом я вижу их отчаяние, и много я плачу, жалея их. Они не познали Духом
Святым, как велико Божие милосердие. А если бы каждая душа знала
Господа, знала, как много Он нас любит, то никто не только не отчаялся
бы, но даже и не пороптал бы никогда.
***
Всякая душа, потерявшая мир, должна покаяться, и Господь простит
грехи и будет тогда радость на душе и мир, и не надо других свидетелей,
но Сам Дух свидетельствует, что грехи прощены. Вот знак прощения грехов:
если ты возненавидел грех, то простил тебе Господь грехи твои.
***
Если бы все люди покаялись и хранили заповеди Божий, то рай был бы на
земле, ибо «Царствие Божие внутри нас». Царствие Божие есть Дух Святой,
а Дух Святой и на небе и не земле тот же.
***
Кающемуся Господь дает рай и вечное Царство с Собою. По
множеству милости Своей Он не помянет грехов наших, как не помянул их
разбойнику на кресте.
***
Господь так возлюбил людей Своих, что освятил их Духом Святым и сделал
похожими на Себя. Господь милостивый, и нам Дух Святой дает силу быть
милостивыми. Братья, смиримся и покаянием стяжем себе милующее сердце, и
тогда увидим славу Господню, которая познается душою и умом по
благодати Святого Духа.
***
Кто истинно кается, тот с готовностью терпит всякую скорбь: голод и
наготу, холод и жар, болезни и нищету, унижения и изгнания, неправды и
клеветы, ибо душа стремится к Господу и не заботится он о земном, но
чистым умом молится Богу. А кто привязан к имениям и деньгам, тот
никогда не может иметь чистый ум в Боге, потому что в глубине души его
постоянно сидит забота, что с ними сделать; и если он не покается чисто и
не будет скорбеть, что оскорбил Бога, то так и умрет в страсти, не
познав Господа.
Святитель Игнатий Брянчанинов
Братия! Чтобы уверовать в Господа нашего Иисуса Христа, нужно покаяние;
чтоб пребывать в этой спасительной вере, нужно покаяние; чтоб
преуспеть в ней, нужно покаяние; чтобы наследовать Царство Небесное,
нужно покаяние.
***
Два свойства, две способности насаждены милосердым Богом в
человеческое естество, при помощи которых оно, по падении своем и по
отчуждении от Бога, может возникнуть из падения и восстановить общение с
Богом. Эти два свойства: свойство покаяния и свойство веры. К этим
двум свойствам обращается Бог для спасения человеков. Он приглашает их
свободное произволение употребить эти два свойства к спасению. Погиб
человек по свободному произволению, и спастись предоставляется ему по
свободному произволению. Покайтеся и веруйте.
***
За покаяние Бог дарует прощение грехов и доступ к Себе, а вере
открывает Себя, и дарует то Богопознание, к какому только способен
человек, какого он собственными средствами приобрести никак не может.
Вера доставляет уму познания, превысшие разума: ум, путем суждения и
исследования, приемлет только те познания, которые подвергаются его
постижению; вера усваивает уму познания, не доступные для его
постижения! Таковы все откровенные познания о Боге и о таинствах
христианства. — Покаяние вводит в сердце ощущения благодатные, чуждые
падшему естеству, научает ум и сердце истинному Богослужению, научает
приносить Богу единую приемлемую Им жертву от падшего человеческого
естества: сокрушение и смирение духа.
Дух человеческий, пришедший в это состояние, вступает в общение с
Духом Божиим, в чем и заключается обновление и спасение человека.
***
Бесы унывают, когда видят кающуюся душу; очень им мучительно это, что Господь дал грешникам покаяние, и кающихся от всего сердца удостаивает прощения и милости своей.
Святитель Иоанн Златоуст
Для
того я часто говорю о покаянии, чтобы ни грешник не отчаивался, ни
праведник не думал высоко о себе. Праведник ты? Не падай. Грешник ты? Не
отчаивайся.
***
Если
каждый день согрешаешь, каждый день кайся. Подобно тому, как в
обветшавших домах, когда они сгниют, мы удаляем сгнившие части и
заменяем новыми и никогда не оставляем подобных забот, так точно и ты,
если обветшал от греха, обновляй себя покаянием.
***
Не на свое покаяние надейся. Разве твое покаяние может в самом деле
очистить такие скверны? Если бы было одно только покаяние, тебе
действительно следовало бы бояться; но так как с покаянием соединяется
Божие милосердие, то надейся, потому что оно превосходит твою злобу.
***
Тот,
кто раскаялся в совершенных грехах, хотя бы и не показал покаяния
вполне соответствующего грехам, тем не менее получит воздаяние и за
такое покаяние.
***
Итак,
тех, кем не овладел еще порок, увещаю не поддаваться ему, - потому что
легче остерегаться от впадения в порок, нежели после впадения
освободиться от него, - а тем, кто уже пленен и сокрушен, возвещаю
полную надежду на спасение, если только они пожелают поспешить
обратиться к покаянию.
***
Даже многие из отрекшихся от Христа по страху мучений опять вступали в
борьбу и уходили украшенными венцом мученичества. Но если бы каждый из
них после первого удара предался отчаянию, то не получил бы последующих
благ.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский
Каяться – значит в сердце чувствовать ложь, безумие, виновность грехов
своих, – значит сознавать, что оскорбили ими своего Творца, Господа,
Отца и благодетеля, бесконечно святого и бесконечно гнушающегося грехом,
– значит всею душою желать исправления и заглаждения их.
***
Если бы Господь, по Своей бесконечной любви и милосердию к падшему человечеству, не дал ему покаяние и оставление грехов ради крестной жертвы Сына Своего Единородного, - то все люди низошли бы во ад, на место вечных мучений.
***
Святитель Тихон Задонский
Сколько бы грехов не было у кого и как бы велики они не были, у Бога милосердия ещё более, потому что как Он Сам бесконечен, так и милость Его бесконечна.
***
Духовная жизнь начинается покаянием. Покаяние не должно прекращаться всю жизнь: ибо кто без греха?
***
Сила покаяния познаётся в омерзении грехов. Ежели душа столько возненавидит свои грехи, что согласится на лучше претерпеть всякую скорбь и мучение, нежели согласится на услаждение каким-либо грехом, - вот это и есть чистое покаяние.
***
Покаяние не должно быть скорбью безнадежною. Оно должно быть одушевлено и оживлено глубокой верою в Искупителя и твёрдой надеждою на Его милосердие. Необходимое условие покаяния - вера и надежда.
***
Покаяние состоит не только в оставлении худых дел, но и в замене их добрыми делами.
Пребывать в мире с Богом нельзя без непрерывного покаяния. Что касается до великих грехов, то тотчас должно их исповедать духовному отцу и принять разрешение, ибо в тех не успокоишь духа одним повседневным покаянием.
***
Некоторые отчаиваются, думая, что Господь не простит им греха. Такие мысли от врага.