Таинство Евхаристии («υχαριστα» (греч.) – благодарение) является центральным Таинством Церкви, в котором хлеб и вино по молитве Церкви действием Святого Духа прелагаются в истинные Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа. Причащаясь Телу и Крови Христовым, верующие теснейшим образом соединяются с Господом Иисусом Христом и друг с другом во Христе. Евхаристия превосходит все другие Таинства. «В других Таинствах Господь Иисус сообщает верующим в Него те или другие (…) дары благодати, которые Он приобрел для людей Своею Крестною смертью», всем Своим Искупительным подвигом. В Евхаристии же «Он предлагает...
Таинство Причастия
установлено Самим Господом на тайной вечери — последней трапезе с
учениками в пасхальную ночь перед Его взятием под стражу и распятием. «И
когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам,
сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им
и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих
изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26, 26–28), «…сие творите в Мое
воспоминание» (Лк. 22, 19).
Все православные христиане,
как члены Церкви, как посвященный Богу «народ святой» и «царственное
священство» (1 Пет. 2, 9), являются своего рода священнослужителями, так
как сама жизнь христианская есть служение Богу. Это выражается, в
частности, в том, что и миряне являются участниками совершаемых Таинств,
а в особых случаях прямыми совершителями Таинств Крещения. Но если в
Церкви все призваны к совместному служению Богу, то образы этого
служения различны.
Брак есть
единственное из семи христианских таинств, которое ведет свое начало от
времен ветхозаветных. Согласно (Быт 2:18), целью брака является не
столько деторождение, сколько духовно-телесное единство,
взаимодополнение, взаимопомощь.
Таинство соборования, или елеосвящения, как оно называется в богослужебных книгах, есть таинство, в котором, при помазании больного освященным елеем, призывается на больного благодать Божия для исцеления его от телесных и душевных болезней. Оно называется соборованием, потому что для совершения его собирается несколько (семь) священников, хотя по нужде может совершить его и один священник.
Покаяние
есть таинство, в котором исповедующий свои грехи, при видимом
изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим
Иисусом Христом (Катехизис).
В Евангелии от Иоанна говорится: «В последний великий день праздника
Иисус Христос возгласил: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в
Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой».
Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него». (Ин. 7,
37—39).
Крещение есть Таинство, в котором человек, уверовавший во Христа, при троекратном погружении его в воду во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, благодатью Божией очищается от всех грехов и возрождается в новую, святую и духовную жизнь.