Икона Господа Иисуса Христа, именуемая ИИСУС ХРИСТОС ВЕТХИЙ ДЕНМИ
Иисус Христос Ветхий Денми - чрезвычайно редкий иконографический тип,
изображающий Второе Лицо Троицы в образе седовласого старца.
К
эпохе Иоанна IV Грозного относятся несколько небольших, так называемых
«молельных» икон. Среди них заслуживает внимания не яркая по краскам, но
чрезвычайно интересная по сюжету икона «Не рыдай Мене, Мати». На иконе
изображено оплакивание Христа его матерью - Марией. Впервые композиция
«Не рыдай Мене, Мати» в России появилась в известной иконе
Благовещенского собора Московского Кремля, вызвавшей в 1554 году Дело
дьяка Висковатого, восставшего против введения в русскую иконопись
«латинских ересей», то есть западных новшеств. В XVI веке русские
иконописцы стали использовать для композиций икон гравюры западных
мастеров.
Второй древнейший
образ Христа, уходящий корнями в античную
живопись. "Аз есмь пастырь
добрый, пастырь добрый полагает жизнь свою за
овец" (Евангелие от Иоанна).
Икона "Спас Ярое око"
написана в 40-х годах XIV в. греческим художником, работавшим в Москве. В
полученном еще в древности названии иконы отражен образ Спаса – суровый и
грозный.
Самим наименованием образа "Спас в силах"
выражена богословская концепция - явление Иисуса Христа в силе и славе в
конце времен, во исполнение Божественного Промысла о мире: "Дабы все
земное и небесное соединить под главой Христа".
Почитание Нерукотворного образа – плата с ликом Спасителя – берет
свое начало после исцеления царя Авгаря, правившего в Едессе с 9 по 46
гг. Едесское царство первым признало учение Христа государственной
религией. Слава о чудесах Спасителя дошла до г.Едессы, за рекой
Евфратом. Князь этого города Авгарь, страдавший проказой, послал к
Спасителю живописца Ананию с письмом, в котором просил Господа прийти к
нему и исцелить его или позволить Анании изобразить Свой лик и принести в
Едессу.
«Господь Вседержитель» (Пантократор) – изображение благословляющего
Христа (в рост, по колена, или по пояс) с открытым или закрытым
Евангелием в левой руке.