Второй древнейший
образ Христа, уходящий корнями в античную
живопись.
Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец.
А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и
оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их.
А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах.
Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня.
Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец.
Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне
привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь.
(Ин.10:11-16 )
Первые известные изображения Доброго Пастыря датируются II веком. К
этому периоду относится его изображение в римских катакомбах (деталь
росписи крипты Луцины в катакомбах святого Калликста, катакомбы
Домитиллы). В 210 году н. э. Тертуллиан свидетельствовал, что видел
изображение Доброго Пастыря на чашах для причастия и светильниках.
На тыльной стороне части стены над крещальной купелью часовни,
построенной примерно в 250 году в Дура-Ефропос (современная Сирия),
изображен Добрый Пастырь со своим стадом, а также с сосудом молока, а
молоко, как пища овец, получаемая от Пастыря, в христианской символике
имеет евхаристическое значение.
В Сусе (Тунис) существуют раннехристианские катакомбы, которые
принято делить на три части, одна из них называется катакомбами Доброго
Пастыря по его изображению, датирующемуся III—V веками. В катакомбах
сейчас копия, оригинал — в Археологическом музее Суса.
На фреске IV в. из катакомбы Дженероза (Рим), вырытой под священной рощей братства Арвалов.
В римской катакомбе Домициллы
В стенописи катакомб Неаполя.
В период II—IV веков этот образ являлся чуть ли не единственным
воплощением христианского Бога в человеческом облике. «Они встречаются
во всех странах христианского мира. Видно, что христиане желали постоянно иметь это изображение перед своими глазами».
Начиная с VI века иконография становится все более редкой.
Постановлениями Пято-Шестого (Трулльского) собора в 692 г.
аллегорические изображения Христа в православии были запрещены. В
Византии, в числе прочих изображений Христа, в том числе и безбородых,
они были уничтожены в эпоху иконоборчества (VIII в.).
Мотив исчезает полностью в Средневековье, чтобы вновь, с гораздо меньшей
популярностью, вернуться в западноевропейском искусстве в XV—XVI вв.
Сюжет в иконописи крайне редок. Кроме того, он не содержится в ерминии,
то есть скорее всего, не каноничен (текстов, подтверждающих каноничность
для православия, обнаружить не удалось). Самые старые изображения
относятся к XVIII веке и, скорее всего, проникли на Русь через Западную
Украину, где тема проникла в униатскую иконопись под влиянием
западноевропейской иконографии.
Источник: http://alchevskpravoslavniy.ru/ikony/dobryj-pastyr-ikonografiya.html