Почитание Нерукотворного образа – плата с ликом Спасителя – берет
свое начало после исцеления царя Авгаря, правившего в Едессе с 9 по 46
гг. Едесское царство первым признало учение Христа государственной
религией. Слава о чудесах Спасителя дошла до г.Едессы, за рекой
Евфратом. Князь этого города Авгарь, страдавший проказой, послал к
Спасителю живописца Ананию с письмом, в котором просил Господа прийти к
нему и исцелить его или позволить Анании изобразить Свой лик и принести в
Едессу. После того, как посланный им художник не сумел изобразить
Христа: Христос умыл лицо, отер его платом (убрусом), на котором остался
отпечаток, и вручил его художнику вместе с письмом для царя (с
исповеданием веры). О Нерукотворном образе Спасителя пишет Иоанн
Дамаскин в «Трех речах в защиту святых икон»: «Некто рассказывал
историю: когда Авгарь, царь Едессы, отправил своего художника, дабы тот
написал образ Господа, но тот был не в состоянии сделать это из-за
лучезарного сияния лика Его. Тогда Господь положил верхнее платье на
Свой божественный, животворящий лик и таким образом запечатлел его на
платье и отправил изображение жаждущему Авгарю». Авгарь с благоговением
принят Нерукотворный образ Спасителя и исцелился. Спас Нерукотворный
был помещен в нише над городскими воротами Едессы; впоследствии, при
язычниках замурован глиняной доской (черепицей) и кирпичами. Обретен в
545 г. вместе с новым отпечатком - на черепице. В царствование
Константина Багрянородного, в 944 году, Нерукотворный образ Спасителя
был принесен в Царьград 16 августа. В этот день и установили
празднество. Утрачен после нашествия крестоносцев в 1204 г., но иконы
Нерукотворного образа, или иначе "Спас Нерукотворный”, встречаются
очень часто. На Западе предание о Спасе Нерукотворном получило
распространение как сказания о Плате Святой Вероники. По одному из
них, Вероника была ученицей Спасителя, однако она не могла все время
сопровождать его, тогда решила заказать живописцу портрет Спасителя. Но
по дороге к художнику она встретила Спасителя, который и запечатлел
чудесным образом свой лик на ее плате. Плат Вероники был наделен силой
исцеления. С его помощью был излечен Римский император Тиберий. Позже
появляется другой вариант. Когда Христа вели на Голгофу, Вероника
вытерла платом залитое потом и кровью лицо Иисуса, и оно отобразилось на
материи. Этот момент включается в католический цикл Страстей
Господних. Лик Христа в подобном изводе пишется в терновом венце и со
стекающими каплями крови.
В православной церкви прославление Нерукотворного Образа Спасителя
распространилось в X веке, после перенесения в 944 году плата с ликом
Спаса из Едессы в Константинополь. В Древней Руси Спас Нерукотворный
известен в храмовых росписях XII века Спасо-Мирожского собора (1156 г.) и
Спаса на Нередице (1199 г.) .
Спас Нерукотворный - это особый тип изображения Христа,
представляющий Его лик на убрусе (плате) или чрепии (черепице). Согласно
православному иконографическому канону, Спас Нерукотворный пишется в
виде человека средних лет, словами иконописного подлинника: "в образе
мужа совершенна", что соответствует пятой седмице (от 28 до 35 лет)
древнерусского исчисления человеческой жизни. На иконе "Спас
Нерукотворный" изображен только Божественный лик Спасителя, причем это
изображение может быть различным. Лик Господа либо просто вписан в нимб,
либо изображается на убрусе, а иногда убрус держат Ангелы.
Все Спасы Нерукотворные пишутся с "подлинного оригинала". Христос
изображается с длинными темными волосами, разделенными прямым пробором, и
с короткой бородой. Вообще говоря, и волосы Христа и бороду принято
писать волнистыми, но на русских иконах иногда встречаются изображения с
прямыми, будто мокрыми волосами - спас "Мокрая борода".
Иконы "Спас Нерукотворный" принято разделять на основные типы:
"Спас на убрусе" или просто "Убрус", где лик Христа помещен на
изображении плата (убруса) светлого оттенка и "Спас на чрепии" или
просто "Чрепие", "Керамида". По преданию, образ Христа проступил на
черепице или кирпичах, скрывавших нишу с иконой Нерукотворного Спаса.
Изредка на этом типе икон фоном служит изображение кирпичной или
черепичной кладки, чаще же фон дан просто более темным (по сравнению с
Убрусом) цветом.
Христианская традиция рассматривает Нерукотворный образ Христа как
одно из доказательств истинности воплощения второго лица Троицы в
человеческом образе, а в более узком смысле - как важнейшее
свидетельство в пользу иконопочитания.
Тропарь Нерукотворенному образу Господа нашего Иисуса Христа
Тропарь, глас 2
Пречистому образу Твоему покланяемся, Благий, просяще прощения
прегрешений наших, Христе Боже: волею бо благоволил еси плотию взыти на
крест, да избавиши, яже создал еси, от работы врагу. Темже
благодарственно вопием Ти: радости исполнил еси вся, Спасе наш, пришедый
спасти мир.
Кондак, глас 2
Неизреченнаго и Божественнаго Твоего к человеком смотрения,
Неописанное Слово Отчее, и образ неписанный и богописанный победителен
ведуще неложного Твоего воплощения, почитаем того лобызающе.
Величание Нерукотворенного образа Господа нашего Иисуса Христа
Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем вси Пречистаго Лика Твоего преславное изображение. |