Самим наименованием образа "Спас в силах"
выражена богословская концепция - явление Иисуса Христа в силе и славе в
конце времен, во исполнение Божественного Промысла о мире: "Дабы все
земное и небесное соединить под главой Христа". В основе иконографии "Спаса в силах" лежит текст видения пророка Иезекииля (Иез. 1:4–28; 10:1–22), а также сходные по содержанию видения пророка Исайи (Ис. 6:1–4) и Иоанна Богослова (Откр. 4:2–8).
Явление Божьей славы передается на иконе в виде
символических фигур - геометрических и изоморфных, они обозначают
различные силы небесные, земные и небесные уровни. В центре - Христос, восседающий на престоле.
Красный цвет символизирует огненную природу божества ("Ибо Господь, Бог
твой, есть огонь поядающий". (Втор. 4.24), неопалимую купину (Исх. 3.2).
Одежды золотого цвета - символизируют сияние славы, белые - чистоту и
непорочность Спасителя как жертвенного Агнца.
Фон иконы заполнен геометрическими фигурами: на красный квадрат наложены
синий круг (овал), и красный квадрат (ромб). Сочетание красного и
синего символизирует соединение во Христе божественной и человеческой
природ Спасителя, небесного царства и мира земного, милости и истины,
огня Духа и воды Живой, непознаваемости и воплощения и т.д.
Красный квадрат всегда прочитывается как земная фигура (четыре стороны
света, четыре стихии и т.п.). Синий круг означает небесную сферу, мир
бесплотных сил или ангельских чинов. Нередко небесный свод изображается
как бы "сотканным" из парящих ангелов. Собственно, всё, что окружает
Христа на иконе, - ангельские лики и крылья с глазами, подножие престола
с крылатыми колесами и даже сам престол - не что иное, как
символическое изображение различных небесных сил, таких чинов ангельской
иерархии, как "престолы", "силы", "власти", "начала"...
Правой рукою Христос благословляет, левой придерживает раскрытую Книгу.
Символика Книги в христианской культуре глубока и обширна - это и Книга
Жизни с именами спасённых (Исх. 32.32; Откр. 3.5), и Книга Откровения,
написанная внутри и извне, запечатанная семью печатями, открыть и
прочесть которую не может никто, кроме Агнца (Откр. 5.1-7), это также и
Книга Завета (Втор. 30.10) и Благая Весть. Наконец, Книга - символ
Самого Господа Иисуса Христа, Который есть Слово Божье, пришедшее в мир.
С ранних времен в христианском искусстве существовал аллегорический
образ Христа в виде Книги, лежащей на престоле, на которую сходит
голубь. Эта иконография получила название «Этимасия», в русском варианте
— «Престол уготованный» (изображения в церкви Успения в Никее VII в. и в
Успенском соборе Владимира ХV в.).
Без преувеличения, «Спас в силах» — это переданный
живописно-символическим языком богословский трактат на тему Второго
Пришествия Христа, грядущего судить живых и мертвых (Деян. 10:42; 2Тим.
4:8), суд Его — праведный (Ин. 5:30), и предстанут на суд Христов все
(Рим. 14:10).