К
эпохе Иоанна IV Грозного относятся несколько небольших, так называемых
«молельных» икон. Среди них заслуживает внимания не яркая по краскам, но
чрезвычайно интересная по сюжету икона «Не рыдай Мене, Мати». На иконе
изображено оплакивание Христа его матерью - Марией. Впервые композиция
«Не рыдай Мене, Мати» в России появилась в известной иконе
Благовещенского собора Московского Кремля, вызвавшей в 1554 году Дело
дьяка Висковатого, восставшего против введения в русскую иконопись
«латинских ересей», то есть западных новшеств. В XVI веке русские
иконописцы стали использовать для композиций икон гравюры западных
мастеров. Это образ святой, церковный: Пречистой,
плачущей над Сыном Своим, снятым со Креста и
обвитым чистой плащанице - этот образ
подписан "Не рыдай Мене Мати". Почему
же не рыдай? - Восстану бо и прославлюся. И не
только Сам восстану, но и вознесу со славою,
яко Бог, верою и любовию Тебя величающих.
Вот где разрешение самой глубокой скорби
человеческой - из гроба Сына к сердцу
Пречистой несутся звуки не прекратившейся,
но побеждающей Жизни… Все стихло.
Таинственные звуки, слышимые только ухом
сердца, предначинают песнь о неизреченном
чуде, о неизреченном счастье… Перед
глазами Ее еще Мертвец, но это не может
поколебать победной песни победившей
вечной жизни. "Радуйся!" - сказал
Архангел Деве однажды, - "и паки реку:
радуйся!" - сказал Он ей другой раз, - "Твой
Сын воскресе!.."
Отныне надгробная песнь над
всяким умирающим о Господе растворяет
слезы победной песнью "Алилуйа!" - Нет у
человека более сильного врага, чем ад и
смерть - но они побеждены! - Аминь! |