Икона Господа Иисуса Христа, именуемая ИИСУС ХРИСТОС ВЕТХИЙ ДЕНМИ
Иисус Христос Ветхий Денми - чрезвычайно редкий иконографический тип,
изображающий Второе Лицо Троицы в образе седовласого старца. Источник
иконографии - пророчество Даниила (Дан. VII, 9) Святые отцы связывали этот образ с темой
Воплощения Предвечного Сына Божия и искупительной жертвы, а также с
образом грядущего Судии Второго пришествия. Архиеп. Андрей Кесарийский
в толковании на Откровение Иоанна Богослова говорит: «Принесенный в
жертву за нас в эти последние времена, Он однако древний, точнее - Он
вечный, свидетельство чему Его белые волосы». Так же понимает этот образ
Михаил Хониат,
митр. Афинский: «Белые волосы означают вечность. Говорят, они появились
с Ним, Который был с начала, с Ветхим Деньми; и однако Он, принесенный
за нас в жертву,- Младенец в Воплощении». Тема Воплощения звучит и в
текстах службы на Сретение: «Ветхий Деньми, иже закон древле в Синае дав
Моисею, днесь Младенец видится» (1-я стихира на литии). Моленных икон с
образом Иисуса Христа Ветхого Деньми, видимо, не существует, а
встречается только в храмовых росписях.
В алтарной росписи храма Спаса на Нередице находилось изображение
Ветхого Деньми. То, что изображен Иисус Христос, подчерктнуто
традиционным кресчатым нимбом Заглянуть в Словарик и подписью,
включающей в себя сокращенное написание имени Иисуса Христа: IС ХС.
Спаситель изображен огрудно в круглом медальоне в
традиционных одеждах, присваиваемых Спасителю. Правая рука в
благословляющем жесте, в левой - свиток.
Росписи церкви утрачены во время Великой Отечественной войны и известны
сейчас только по описаниям, черно-белым фотографиям начала XX в. и
сохранившимся копиям.
В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота, нач. XVIII в., образу В. д.
посвящена отдельная статья «Блаженный Отец - Ветхий Деньми» (ст. 449).
В рус. искусстве XVI в. под влиянием иконографии Софии Премудрости Божией
В. д. вместо крещатого нимба стал изображаться со звездчатым нимбом в
виде пересекающихся синего и красного ромбов, что привело к формированию
нового иконографического типа - Господа Саваофа, запрещенного Большим Московским Собором (1666-1667).