Брак есть единственное из семи христианских таинств, которое ведет свое начало от времен ветхозаветных. Согласно (Быт 2:18), целью брака является не столько деторождение, сколько духовно-телесное единство, взаимодополнение, взаимопомощь. Заповедь «плодитесь и размножайтесь» относится и к человеку, и к другим живым существам (Быт 1:22,28), но только человеку заповедано составить в любви «одну плоть» (Быт 2:24). О высоком значении брака свидетельствует то, что в Библии брачный союз символизирует отношение Бога к народу, Христа к Церкви (Ос; Еф 5:22). Христос Спаситель подтверждает святость брака, установленную в Ветхом Завете (Мф 19:3). В идеале христианский брак нерасторжим; расторжение его стало возможным лишь как уступка «жестокосердию» людей (Мф 5:31-32; 19:3-12). О церковном благословении брака впервые говорит сщмч. Игнатий Антиохийский (+107г.). В древней Церкви форма таинства сводилась к совместному причащению вступающих в брак, с 4 в. возникает обряд венчания, а в 10 в. складывается его чинопоследование. …Церковь смотрит на брак не как на союз психологически совместимых людей, а как на подвиг, на школу любви. И если уж ты решился соединиться с человеком, то должен эту школу пройти до конца. протоиерей Аркадий Шатов
КАК ГОТОВИТЬСЯ К ТАИНСТВУ ВЕНЧАНИЯ
Брачная жизнь должна начинаться с духовного приготовления.
Жених и невеста до брака непременно должны исповедаться и
причаститься Святых Тайн. Желательно, чтобы они за три-четыре дня до
этого дня подготовили себя к Таинствам исповеди и причастия.
Для браковенчания нужно приготовить две иконы — Спасителя и Божией
Матери, которыми во время Таинства благословляют жениха и невесту.
Раньше эти иконы брались из родительских домов, они передавались как
домашняя святыня от родителей к детям. Иконы приносятся родителями, а
если они не участвуют в Таинстве венчания — женихом и невестой.
Жених и невеста приобретают обручальные кольца. Кольцо — знак
вечности и неразрывности брачного союза. Одно из колец должно быть
золотым, а другое серебряным. Золотое кольцо символизирует своим блеском
солнце, свету которого уподобляется муж в брачном союзе; серебряное —
подобие луны, меньшего светила, блистающего отраженным солнечным светом.
Теперь для обоих брачующихся покупаются, как правило, золотые кольца.
Кольца могут иметь также украшения из драгоценных камней.
Но все же главное приготовление к предстоящему таинству — это
говение. Святая Церковь рекомендует вступающим в брак подготовить себя к
нему подвигом поста, молитвы, покаяния и причащения.
День и время венчания будущие супруги должны обговорить со священником заранее и лично.
Перед венчанием необходимо исповедоваться и причаститься Святых Христовых Тайн Возможно совершить это не в самый день Венчания.
Желательно пригласить двух свидетелей.
Для совершения таинства Венчания нужно иметь:- Икону Спасителя.
- Икону Божией Матери.
- Обручальные кольца.
- Венчальные свечи (продаются в храме).
- Белое полотенце (рушник для постилания под ноги).
ЧТО НАДО ЗНАТЬ СВИДЕТЕЛЯМ
В дореволюционной России, когда церковный брак обладал законной
гражданской и юридической силой, браковенчание православных обязательно
совершалось при поручителях — в народе их называли дружка, подружие или
шаферы, а в богослужебных книгах (требниках) — восприемники. Поручители
подтверждали своими подписями акт браковенчания в метрической книге;
они, как правило, хорошо знали жениха и невесту, поручались за них.
Поручители принимали участие в обручении и венчании, то есть во время
обхождения жениха и невесты вокруг аналоя придерживали венцы над их
головами.
Теперь поручители (свидетели) могут быть или же не быть — по желанию
брачующихся. Поручители обязательно должны быть православными,
желательно церковными людьми, должны относиться к Таинству венчания с
благоговением. Обязанности поручителей при бракосочетании в своей
духовной основе такие же, как восприемников в Крещении: как
восприемники, опытные в духовной жизни, обязаны руководить крестниками в
христианской жизни, так и поручители должны духовно руководить новой
семьей. Поэтому раньше в поручители не приглашались люди молодые, не
женатые, не знакомые с семейной и супружеской жизнью.
О ПОВЕДЕНИИ В ХРАМЕ ВО ВРЕМЯ ТАИНСТВА ВЕНЧАНИЯ
Часто кажется, будто жених и невеста, сопровождаемые родными и
друзьями, пришли в храм не для молитвы о вступающих в брак, а на
действо. Ожидая окончания Литургии, они разговаривают, смеются, ходят по
храму, становятся спиной к образам и иконостасу. Всем приглашенным в
храм на браковенчание надо знать, что во время бракосочетания Церковь ни
о ком больше не молится, как только о двоих лицах — женихе и невесте
(разве только один раз произносится молитва "за воспитавших родителей”).
Невнимание и неблагоговение жениха и невесты к церковной молитве
показывает, что они пришли в храм только из-за обычая, из-за моды, по
требованию родителей. Между тем этот час молитвы в храме имеет влияние
на всю последующую семейную жизнь. Все находящие при бракосочетании, и
особенно жених и невеста, должны горячо молиться во время совершения
Таинства.
ЧТО МОЖЕТ ПРЕПЯТСТВОВАТЬ ХРИСТИАНСКОМУ БРАКУ
Зачастую готовящиеся к венчанию сначала регистрируют гражданский брак
в загсе. Православная Церковь считает гражданский брак лишенным
благодати, но как факт признает и не считает его незаконным блудным
сожительством. Тем не менее условия заключения брака по гражданскому
законодательству и по церковным канонам имеют различия. Однако не всякий
гражданский брак может быть освящен в церкви.
Церковь не допускает вступление в брак более трех раз. По
гражданскому законодательству разрешен четвертый и пятый брак, которые
Церковь не благословляет.
Не благословляется брак, если один из брачующихся (и тем более оба)
объявляет себя атеистом и говорит, что он пришел на венчание лишь по
настоянию супруга или родителей.
Не разрешается венчание, если хотя бы один из супругов некрещен и не собирается принять крещения перед венчанием.
Венчание невозможно, если один из будущих супругов фактически состоит
в браке с другим лицом. Сначала нужно расторгнуть гражданский брак, а
если брак был церковный, обязательно взять разрешение архиерея на
расторжение его и благословление на вступление в новый брак.
КОГДА НЕ СОВЕРШАЕТСЯ БРАКОВЕНЧАНИЕ
Согласно каноническим правилам, не разрешается совершать венчание в
течение всех четырех постов, в сырную седмицу, Пасхальную седмицу, в
период от Рождества Христова до Богоявления (Святки). По благочестивому
обычаю не принято совершать браки в субботу, а также накануне
двунадесятых, великих и храмовых праздников, дабы предпраздничный вечер
не проходил в шумном веселии и развлечениях. Кроме того, в Русской
Православной Церкви браковенчание не совершается по вторникам и
четвергам (накануне постных дней — среды и пятницы), накануне и в дни
Усекновения главы Иоанна Предтечи (29 августа/11 сентября) и Воздвижения
Креста Господня (14/27 сентября). Исключения из этих правил могут быть
сделаны по нужде только правящим архиереем.
Источник: Павославие и мир.