Крещение есть Таинство, в котором человек, уверовавший во Христа, при троекратном погружении его в воду во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, благодатью Божией очищается от всех грехов и возрождается в новую, святую и духовную жизнь.
Таинство Крещения стоит первым в ряду всех Таинств Православной Церкви, так как без него человек не может соедениться со Спасителем, стать членом Христовой Церкви, принимать участие в других Таинствах и быть наследником жизни вечной.
В беседе с Никодимом Христос указал на безусловную необходимость этого Таинства для спасения: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие, рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше» (Ин. 3,5). Плодом Крещения человека должно быть то, что он перестает жить для себя и начинает жить для Христа и других людей, обретая в этом полноту жизни. Человек, ставший христианином, должен решительно переродиться по слову Господа, сказавшего: Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди (Ин. 14; 15). И обещавшего таковым: Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей (Ин. 15; 10).
Подготовка взрослых ко Крещению.
Для принятия Крещения от взрослого человека требуется сознательное желание стать христианином, опирающееся на крепкую веру и сердечное покаяние. Покаяние же заключается в осознании своей греховности и в решимости исправиться и начать новую жизнь.
Взрослый человек, желающий креститься, должен иметь представление о важнейших составляющих Православной веры. Необходимо посещать огласительные беседы перед крещением. Он должен знать основную часть догматического учения о Святой Троице, Воплощении Сына Божья, Его Крестной Жертве и Воскресении, о Церкви Христовой и Таинствах Крещения, Миропомазания и Причащения и другие совершенно необходимые сведения катехизического характера. Кроме того, необходимо знать наизусть Символ веры (который можно найти в любом молитвослове) и две важнейшие молитвы: Молитву Господню ("Отче наш...") и "Богородице Дево, радуйся...". Взрослый человек должен, по возможности, приготовить себя к Таинству Крещения постом, то есть отказом от употребления мясной, молочной пищи и яиц, спиртного, курения, грубых выражений, а также примирением с теми, с кем он в ссоре. Живущим в браке нужно на это время воздерживаться от супружеского общения.
А что можно сказать о практике Крещения младенцев?
Прежде всего, нужно сказать, что таковую подтверждает непосредственно текст «Нового Завета» (напр., Деян. 16,15 и 16,31). Сам масштаб преображения человеческой природы в Таинстве «воды и Духа» оправдывает обращение к нему в самом начале человеческой жизни.
Несмотря на всю важность вопроса о необходимости сознательного исповедания веры как условия Крещения, он в этом контексте отступает на второй план. Этого как раз не понимают нечуткие к мистической глубине бытия протестанты; для них прием в Церковь сроден приему в партию, только «очень-очень» хорошую. Но и для православных естественным следствием вышесказанного является не волюнтаризм в Крещении, но выполнение определенных условий при Крещении младенцев.
В своем исследовании «Вхождение в Церковь» протопресвитер Николай Афанасьев отметил, что в первохристианских общинах условием Крещения младенцев было или воцерковление всей семьи, или факт принадлежности к Церкви хотя бы кого-либо из родителей. Необходимым условием Крещения младенцев является воцерковленность (сознательная и практически реализуемая принадлежность к Церкви) восприемников. Как следствие — обязанность воспитания ребенка в лоне Церкви Христовой. В противном случае на крещеного в младенчестве человека налагаются «бремена неудобоносимые» — обязательство быть христианином вне понимания своего призвания. А ведь «таланты» из евангельской притчи были получены, и ответ о них придется дать… Но самый печальный случай — это Крещение взрослого человека, «не заметившего» своего Крещения, крестившегося по какой-либо вовсе не религиозной причине, да так и не спохватившегося во всей своей жизни. Тяжко таковому будет на Суде Божием. «…кто не собирает со Мною, тот расточает» (Мф. 12, 30).
Крещение как начало спасительного пути
Таинство Крещения совершается однажды в жизни. В Крещении человек получает освобождение от первородного греха и прощение всех своих грехов. Однако оно является лишь первой ступенью восхождения души к Богу, и если за ним не следует обновление всей жизни, духовное перерождение, решительный отказ от греховных дел, то оно не приносит плода. Благодать Божья, получаемая в Крещении как залог, как семя, будет прорастать в человеке и многообразно проявляться на протяжении всей его жизни. При этом он должен стремиться ко Христу, жить в Церкви и исполнять заповеди. Если же Крещение было только формальностью, данью традиции или моде, и человек продолжает жить как язычник или неверующий, нарушая данные в Крещении обеты, то он лишает себя благодати Божией.
Крещеных младенцев необходимо приносить в церковь для Святого Причастия (о чем особо должны заботиться восприемники), исключая тех дней Великого поста, когда нет Литургии или когда совершается Литургия Преждеосвященных Даров. Поднося к Чаше ребенка, нужно держать его на правой руке, и назвать его имя.
Взрослым после Крещения также необходимо участвовать в церковных Таинствах, и, прежде всего, в Таинствах Исповеди и Евхаристии (Причащения), ибо Крещение нас вводит в Церковь, Миропомазание дает нам дары, необходимые для жизни в Церкви, а Евхаристия делает нас причастными Христу Спасителю.
Святые Отцы о Крещении |