ПОНЯТИЕ О ТАИНСТВЕ Покаяние
есть таинство, в котором исповедующий свои грехи, при видимом
изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим
Иисусом Христом (Катехизис). НАЧАЛО УСТАНОВЛЕНИЯ ТАИНСТВА По
своему началу покаяние, как и другие таинства Православной Церкви, есть
учреждение Божественное. Благодать вязать и решить грехи была обещана
апостолам Иисусом Христом еще во время Его земной жизни. Так, Господь в
беседе о прощении согрешающим говорил апостолам: «Елика аще свяжете на
земли, будут связана на небеси, и елика аще разрешите на земли, будут
разрешена на небесех» (Мф. 18, 18). Эта благодать и была преподана
апостолам и их преемникам Иисусом Христом по воскресении, когда он часто
беседовал с учениками об устройстве Своей Церкви и учреждал для нее
таинства. Однажды, явившись ученикам после воскресения, Спаситель
сказал: «Мир вам: якоже посла Мя Отец, и Аз посылаю вы. И сие рек, дуну и
глагола им: приимите Дух Свят. Имже отпустите грехи, отпустятся им, и
имже держите, держатся» (Ин. 20, 21—23). Здесь благодать и власть вязать
и решить грехи названа Духом Святым, и, таким образом, разрешение или
удержание их представляется делом Божиим. В этом и состоит таинство. О таинстве Покаяния у христиан апостольского времени мы находим указания
в книгах Священного Писания (Деян. 19, 18; Иак. 5, 16). По объяснению
толкователей, эти места Свящ. Писания показывают, что исповедь была
общеизвестна христианам апостольского времени и что они исповедовали
грехи свои пред строителями таин Божиих (1 Кор. 4, 1). Уже в
апостольский век исповедание грехов, смотря по обстоятельствам, было или
тайное, или открытое, публичное. Публичное покаяние требовалось от тех
христиан, которые своими грехами производили соблазн в Церкви Наряду с публичным покаянием (общественным), в древней Церкви было в
обычае и частное покаяние, или исповедание грехов пред одним только
епископом или пресвитером. Оно совершалось по желанию кающегося и
состояло в открытии грехов и разрешении их с молитвою и возложением рук.
О частном покаянии говорят Климент Римский, Ориген, Киприан и др.
Климент Римский увещевает не стыдиться исповедовать тайные грехи
настоятелю, чтобы от него, при помощи слова Божия и наставлений,
получить исцеление. Практика публичного покаяния продолжалась в Церкви до конца IV века. При Константинопольском патриархе Нектарии (398 г.)
была отменена должность пресвитера-духовника, а после этого постепенно
уничтожились степени покаяния и обряды, которыми сопровождалось принятие
в число публично кающихся. К концу периода Вселенских Соборов (VIII—IX
век) публичная исповедь окончательно исчезает и заменяется тайной. Побуждением
к отмене общественной (публичной) исповеди и замене ее тайной было то,
что общественная исповедь, столь благотворная в древние времена при
строгости нравов того времени и ревности к благочестию, казалась
тягостною для христиан последующего времени. Многие начали избегать ее
из-за стыда или скрывали свои грехи. Кроме того, грехи, открываемые
всенародно, могли послужить в соблазн для некоторых немощных христиан. А
потому, чтобы врачевство для одних не обратилось в погибельный яд для
других, Церковь, во избежание этой опасности, заменила публичную
исповедь тайной.
Какие же основные моменты покаяния?
В области чувства и
сознания — это «сокрушение о содеянных грехах», суд совести, осуждение
своего греховного прошлого, омерзение грехом, ненависть ко греху и (в
результате чего — в области воли) желание и решимость порвать с этим
греховным прошлым, решимость отказаться от греховного направления своей
воли, твердое обещание впредь блюсти себя от грехов и исправить свою
жизнь. И все это должно быть соединено с горячей молитвой к Богу о
прощении грехов и освобождении от греха как внутренней силы, живущей в
человеке.
Значение исповеди пред священником. Завершением этого
душевного перелома и перерождения человека является исповедь пред
священником, когда пред священником как свидетелем («аз точию свидетель
есмь») и вместе врачом открываются сокровенные раны совести, весь стыд
греха. Здесь завершается эта духовная ломка, окончательный духовный
перелом, который делает человека достойным Божественного благодатного
прощения чрез разрешительную молитву от священника. Ибо только Бог в Его
чудодейственной помощи, подаваемой в таинстве (исповеди), силен
действительно убелить, как волну, ищущую Его душу, Своим чудотворным
прикосновением убить в душе грешника власть греха, дать обессиленной
грехом душе успокоение и мир, и силу. Здесь Христос «невидимо предстоит
приемля исповедание» (чрез «свидетеля») и прощает грех, и Дух Святой
нисходит и опаляющим огнем Своим очищает душу кающегося. Посылаемая чрез таинство помощь Божия — благодать — есть естественное
следствие скорбного вопля к Богу души, ищущей спасения, и твердой
решимости не грешить, а не результат формального обряда исповеди; ибо
любящий Господь всегда близ человека и постоянно «жаждет, Благосердый,
нашего спасения и простирается дать прощение ищущим Его усердно и с
любовию работающим».
СВЯЩЕННИК КАК СОВЕРШИТЕЛЬ ТАИНСТВА ПОКАЯНИЯ Исповедь есть испытание и проверка пастырской любви.
«Исповедь для священника, — пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский,
— есть подвиг любви к своим духовным чадам, любви, не взирающей на
лица, долготерпящей, милосердствующей, не превозносящейся, не
гордящейся, не ищущей своих си (своего спокойствия, корысти), не
раздражающейся, все терпящей, николиже отпадающей».
СВЯТЫЕ ОТЦЫ О ПОКАЯНИИ Пеподобный Амвросий Оптинский
Святитель Тихон Задонский Святитель Иоанн Златоуст Святой праведный Иоанн Кронштадтский
|