Сретение (встреча) Пресвятой Богородицы и святой праведной Елисаветы, матери святого Иоанна Предтечи, празднование иерусалимского женского Горненского монастыря, называемое также "вторым Благовещением" или "Целованием"
Возвестив Пресвятой Деве Марииблагую весть свыше, что Она избрана Богом для рождения Спасителя (Лк. 1, 28-33), Архангел Гавриил открыл Ей и тайну Боговоплощения: "Дух Святый найдёт на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречётся Сыном Божиим. Вот иЕлисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц. Ибо у Бога не останется бессильным никакое слово" (Лк. 1, 35-37). Святой евангелист Лука повествует далее, что Пресвятая Богородица, возблагодарив Архангела Гавриила ("се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему"), поспешила "в нагорную страну [отсюда название местности "Горнее"], в город Иудин". Здесь Пресвятая Дева Мария встретилась с праведной Елисаветой, родной сестрой своей матери (святой праведной Анны), которой доводилась племянницей. "И вошла в дом [священника] Захарии, и приветствовала [жену его] Елисавету. Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве её...
Икона Божией Матери «Семистрельная» отображает евангельское повествование о том, как Дева Мария с Иосифом Обручником принесли в Иерусалимский храм Младенца Христа на 40-й день после Его рождения. Присутствующий в храме святой старец Симеон Богоприимец по внушению Духа Святого увидел в Богомладенце ожидаемого всем израильским народом Мессию, Искупителя. Предвидя скорбь, которую придётся перенести Божией Матери при распятии Христа, праведный Симеон обратился к Ней со словами...
Чудотворная Вифлеемская икона Пресвятой Богородицы находится в базилике Рождества Христова в Вифлееме. Образ расположен в нескольких метрах справа от спуска в Пещеру Рождества Христова, у стены, в деревянном киоте.
Этот образ Пресвятой Богородицы принесли с собой на Куликово поле
донские казаки из городка Сиротина, где икона пребывала в Благовещенской
церкви. После битвы казаки преподнесли её возвращавшемуся с победой
святому благоверному великому князю Димитрию. Князь принёс икону в Москву и сначала поставил её в Успенском соборе Московского Кремля, а по сооружении Благовещенского собора в Московском Кремле перенёс образ туда. В память о победе на берегах Дона икона получила название Донская.
Первообраз иконы находится в монастыре Дохиар на Афонской горе и, по монастырскому преданию, был написан при жизни основателя обители преподобного Неофита, в Х-ХI веке. К 1664 году икона помещалась в нише, на наружной стороне стены, перед входом в монастырскую трапезу. Как-то трапезарь обители Нил ночью проходил с зажженной лучиной мимо иконы так близко к ней, что копоть от лучины легла на святой лик. Он услышал от иконы голос:
Предание рассказывает, что после Вознесения Христа и Сошествия Святого
Духа апостолы вместе с Богородицей стали тянуть жребий, куда кому идти с
проповедью. Божией Матери досталась в удел Иверия (Грузия). Прежде чем
отправиться в дальнее путешествие, Она решила заехать к Лазарю, другу
Христа, которого Он воскресил на четвертый день после смерти. Лазарь был
епископом на о. Кипр. Простившись с ним, Богородица села на корабль,
плывущий на Кавказ. Но сильный ветер не давал кораблю войти в пролив
Дарданеллы, относя его к гористому полуострову Афон, где с античных
времен находились капища языческих богов. Господь открыл Богородице, что
хочет, чтобы Она осталась на Афоне.
Остробрамская икона Божией Матери (Виленская икона) -
чудотворная икона, широко почитаемая православными и католиками в
Белоруссии, Литве, на Украине и в Польше; находится в часовне,
называемой Острая Брама (Острые Ворота) в Вильнюсе.
[Жировичская] (празд. 7мая),
чудотворный образ на камне, явленный близ имения Жировичи (Жировицы,
Журовицы; совр. Слонимский р-н Гродненской обл., Белоруссия), находится в
Жировицком в честь Успения Пресв. Богородицы
ставропигиальном мон-ре (Минская епархия), принадлежит к числу главных
из сохраненных святынь и исторических реликвий Белоруссии. Почитается
православными, католиками и униатами.
Икона
Божией Матери "Умиление" Серафимо-Дивеевская принадлежала
преподобному Серафиму Саровскому, была его келейной иконой. Елеем от лампады,
горевшей перед этой святой иконой, Преподобный помазывал больных, которые
получали после помазания исцеление. Подвижник называл икону
"Умиление" - "Всех радостей Радость", и перед ней он
скончался на молитве 2 января 1833 года. После смерти преподобного Серафима
Саровский настоятель о. Нифонт отдал святую икону "Всех радостей
Радость" сестрам Дивеевской Серафимовской обители.
Существует несколько
версий обретения этого чудотворного образа, которые, различаясь в
некоторых деталях, сводятся к одному: явление Урюпинской иконы Божией
Матери последовало 8 июня 1827 года. Образ был найден двумя
отшельницами, посвятившими свою жизнь служению Богу и жившими в
уединенном месте, неподалеку от станицы Урюпинская, в урочище,
называемом Каменный Баерак. Это место представляло собой крутой скат к
реке Хопер, покрытый лесом и изрезанный глубокими оврагами. Здесь, в
ветвях деревьев, у источника и была обретена икона. Некоторое время она
хранилась в хижине стариц, а потом образ был перенесен в казачью станицу
Урюпинскую, входящую в область Войска Донского. В 1854 году икона была
поставлена в приходском станичном храме Покрова Пресвятой Богородицы,
где хранилась в резном позолоченном киоте. К нему было привешено много
дорогих серебряных лампад, подаренных благодарными мирянами, которые
молились перед образом и получили исцеления.