Существует несколько
версий обретения этого чудотворного образа, которые, различаясь в
некоторых деталях, сводятся к одному: явление Урюпинской иконы Божией
Матери последовало 8 июня 1827 года. Образ был найден двумя
отшельницами, посвятившими свою жизнь служению Богу и жившими в
уединенном месте, неподалеку от станицы Урюпинская, в урочище,
называемом Каменный Баерак. Это место представляло собой крутой скат к
реке Хопер, покрытый лесом и изрезанный глубокими оврагами. Здесь, в
ветвях деревьев, у источника и была обретена икона. Некоторое время она
хранилась в хижине стариц, а потом образ был перенесен в казачью станицу
Урюпинскую, входящую в область Войска Донского. В 1854 году икона была
поставлена в приходском станичном храме Покрова Пресвятой Богородицы,
где хранилась в резном позолоченном киоте. К нему было привешено много
дорогих серебряных лампад, подаренных благодарными мирянами, которые
молились перед образом и получили исцеления.
21-го октября 1856 года на имя местного высокопреосвященного было прислано Ириной Лазаревой следующее донесение:
"В восьмой день июня
1827 года мы внезапно усмотрели на дереве, растущем на нагорной стороне
нашего Урюпинского юрта, икону Божией Матери без всякой надписи с ее
наименованием. Мы тогда же довели до сведения о сем местных священников и
станичных правителей и перенесли ее в свое жилище, где и молились.
Сожительствовавшая со мной девица одержима была до того 24 года недугом,
и я сама болела более 24 лет, страдая от ран в обеих ногах. Однажды мы
долго молились об избавлении от одержащих нас болезней... и через неделю
получили просимое. Этот самый образ Божией Матери являлся в сновидении
некоторым больным, и те с верой прибегали к нему и получали скорое в
болезнях своих исцеление. Слух о чудесах сих стал распространяться в
народе, после чего священнослужители Урюпинской станицы перенесли икону
Божией Матери в приходскую Покровскую церковь".
При этом донесении
приложен список многих лиц, получивших в различное время исцеление от
язв, ран, паралича, ревматизма, падучей болезни и прочих недугов.
Приведем здесь некоторые чудеса, известные по документам, хранящимся в
Донской духовной консистории за N 3015. "1880 года августа 18 дня я был
болен падучей болезнью; при этом со мной была сильная тоска: я не мог
найти себе помощи ни у докторов, ни у лекарок. По частным слухам я ездил
на источник, где явилась икона Божией Матери, искупался в нем и в то же
время получил исцеление. В настоящее время приношу благодарственное
моление Царице неба и земли, в чем подписуюсь: Михайловской станицы
казак Алексей Иванов Миронов".
"1883 года июня 8
дня я приходила в станицу Урюпинскую с двумя дочерьми: Прасковьей 16 лет
и Зинаидой 5 лет. Из них первая около четырех месяцев страдала
лихорадкой, и никакие лекарства не помогали ей, а у последней болела
голова - она не могла ее держать прямо и сделалась слабоумной. По
прибытии в станицу я отправилась с ними в Покровскую станичную церковь,
где отстояла утреню и обедню и отслужила Божией Матери перед Ее
чудотворной иконой молебен. На возвратном пути из Урюпинской в хутор
Беспалов дочери мои совершенно выздоровели: старшая не чувствовала
никакой лихорадки, а младшая - никакой боли в голове и притом голову
держала прямо и стала говорить разумно". За безграмотностью Екатерины
Павловны Афиногеновой расписались священник и псаломщик Покровской
церкви.
Приведем, наконец,
показание доктора Суровцева. "В начале марта 1894 года, - пишет он, -
меня пригласили пользовать больную Елизавету Андреевну Ефаеву в станице
Урюпинской. При исследовании болезни мной найдены у больной расширение
сердца и водянка ног и грудной полости. Употребление медицинских средств
не принесло пользы больной; болезнь не уступала лечению.
Семидесятилетняя больная страдала очень сильно, и болезнь с каждым днем
увеличивалась. Около 25 числа марта водянка распространилась по всем
частям ног, в полости живота и в грудной полости. Сердцебиение было
учащенно-слабое, поверхностное, сопровождавшееся удушьем, вследствие
чего больная не могла лежать и впадала в бред.
29 марта я
посоветовал пригласить к больной других местных врачей для совещания о
болезни, сознавая и не скрывая от окружающих, что надежды на
выздоровление нет. 30 марта 1894 года родные больной принесли в дом
Ефаевой местную икону Божией Матери из Покровской церкви и пригласили
причт этой церкви отслужить молебен Богоматери. Во время молебна больная
сама встала с постели, хотя прежде и не могла ходить без посторонней
помощи, прошла в смежную комнату с той, где служили молебен, и
остановилась, а затем сидела в полусознательном состоянии в кресле.
После молебна
больная была перенесена на постель, где заснула в первый раз спокойным
сном. По пробуждении больная почувствовала выздоровление. 31 марта я не
нашел у нее водянки ни в полостях грудной и брюшной и ни в ногах; удушье
прошло, расширение сердца уменьшилось, пульс полный и почти нормальный.
Ефаева чувствует себя совершенно здоровой, ходит без посторонней помощи
и занимается обыкновенными делами до настоящего времени. 1895 г., 5
января. Врач, коллежский советник Андрей Львович Суровцев".
"1890 года около 15
июня я, нижеподписавшийся, Луковской станицы урядник Спиридон Вуколович
Вуколов приехал в станицу Урюпинскую и служил молебен перед явленной
иконой Божией Матери, прося Ее об исцелении моей болезни, которой я
страдал 15 лет и которая выражалась в расслаблении всего тела,
доходившего иногда до полной недвижимости. По объяснению врачей, это был
паралич ног. После молебна я почувствовал себя легче, а теперь
выздоровел окончательно и вот явился в храм благодарить Царицу Небесную и
отслужить перед явленной Ее иконой молебен с акафистом. 1890 г., октября 3 дня. С. Вуколов".
Ежегодно 8 июня из
Покровской церкви совершался многотысячный Крестный ход к месту
обретения иконы. Здесь, на Святых горах, у родника была устроена
часовня. Последний Крестный ход сюда был совершен в 1927 году, когда
праздновался столет- ний юбилей иконы. Затем Крестные ходы запретили,
саму местность пере- именовали в Комсомольские горы, а часовню передали
устроенному здесь санаторию.
Паломничество к
иконе ненадолго возобновилось во время Великой Отечественной войны, но
затем вновь было прекращено. Традиция совершать Крестные ходы с
чудотворным Урюпинским образом Божией Матери возродилась с назначением в
Волгоградскую епархию Митрополита Германа (Тимофеева) в 1991 году.
Тропарь иконе Божией
Матери Урюпинская Явилася еси на древе в Донской земли, / благодатная
Твоя икона, Богородице, / больныя исцеляти, заблуждшия обращати; / тем
же умильно молимся Тебе: / избави град наш от всякаго зла / и спаси
люди, к Тебе притекающия.
Празднуется 21 июня (8 июня по старому стилю). |