Икона
Божией Матери "Умиление" Серафимо-Дивеевская принадлежала
преподобному Серафиму Саровскому, была его келейной иконой. Елеем от лампады,
горевшей перед этой святой иконой, Преподобный помазывал больных, которые
получали после помазания исцеление. Подвижник называл икону
"Умиление" - "Всех радостей Радость", и перед ней он
скончался на молитве 2 января 1833 года. После смерти преподобного Серафима
Саровский настоятель о. Нифонт отдал святую икону "Всех радостей
Радость" сестрам Дивеевской Серафимовской обители.
Существует несколько
версий обретения этого чудотворного образа, которые, различаясь в
некоторых деталях, сводятся к одному: явление Урюпинской иконы Божией
Матери последовало 8 июня 1827 года. Образ был найден двумя
отшельницами, посвятившими свою жизнь служению Богу и жившими в
уединенном месте, неподалеку от станицы Урюпинская, в урочище,
называемом Каменный Баерак. Это место представляло собой крутой скат к
реке Хопер, покрытый лесом и изрезанный глубокими оврагами. Здесь, в
ветвях деревьев, у источника и была обретена икона. Некоторое время она
хранилась в хижине стариц, а потом образ был перенесен в казачью станицу
Урюпинскую, входящую в область Войска Донского. В 1854 году икона была
поставлена в приходском станичном храме Покрова Пресвятой Богородицы,
где хранилась в резном позолоченном киоте. К нему было привешено много
дорогих серебряных лампад, подаренных благодарными мирянами, которые
молились перед образом и получили исцеления.
Празднование Божией Матери 8 июля
(сегодня этому дню соответствует 21 июля по гражданскому календарю) в
честь Ее Казанской иконы имеет своим началом чудесное явление ее в
Казани в 1579 г. Через некоторое время после покорения Казани молодым
царем Иваном Васильевичем Грозным, учреждения им Казанской епархии и
успешного распространения христианства магометане стали оказывать
сильное сопротивление. Пожар 1579 г., истребивший половину Казанского
кремля и прилегавшую часть города, они расценили как гнев «русского
Бога». Именно в это время для укрепления Православия в Казани была
явлена милость Божия через чудесное обретение иконы Богоматери,
получившей по этому случаю наименование Казанской.
Владимирская икона Богоматери, по преданию, написана Евангелистом Лукою на доске из того стола, за которым трапезовало Святое Семейство. В Россию икона принесена из Византии в начале XII века, как подарок Юрию Долгорукому от Константинопольского Патриарха Луки Хризоверха. Икону поставили в женском монастыре Вышгорода, недалеко от Киева, слух о ее чудотворениях дошел до сына Юрия Долгорукого, князя Андрея Боголюбского, который и решил перевезти икону на север. Проезжая Владимир, лошади, везшие чудотворную икону, встали и не могли двинуться с места. Замена лошадей новыми также не помогла. Князь растолковал это знамение, как желание Божией Матери остаться во Владимире, где за два года и был сооружен храм Успения Богородицы.
Явление святого образа произошло в 1878 году. Крестьянин Ефремовского
уезда Тульской губернии, отставной солдат, был одержим страстью пьянства.
Он пропивал все, что имел, и вскоре стал нищенствовать. От непомерного
пьянства у него отнялись ноги, но он продолжал пить. Однажды во сне ему
явился старец и приказал идти в город Серпухов, в монастырь Владычицы
Богородицы, где находится икона Божией Матери "Неупиваемая Чаша”, и
отслужить перед ней молебен.
Икона Божией Матери, именуемая "Знамение", изображает Пресвятую Богородицу, сидящую и молитвенно подъемлющую руки Свои; на груди ее, на фоне круглого щита (или сферы) - благословляющий Божественный Младенец - Спас-Эммануил. Такое изображение Богоматери относится к числу самых первых Ее иконописных образов. В усыпальнице святой Агнии в Риме есть изображение Богоматери с распростертыми в молитве руками и с Младенцем, сидящим на Ее коленях. Это изображение относится к IV веку. Кроме того, известен древний византийский образ Богоматери "Никопеи", VI века, где Пресвятая Богородица изображена сидящею на троне и держащею обеими руками перед собой овальный щит с образом Спаса-Эммануила. Иконы Божией Матери, известные под именем "Знамение", появились на Руси в XI - XII веках, а называться так стали после чудесного знамения от Новгородской иконы, случившегося в 1170 году.
В V веке в Константинополе, близ так называемых «Золотых ворот»,
находилась роща, посвященная
Пресвятой Богородице. В роще был источник, с давних пор прославленный
чудесами. Постепенно это место заросло кустарником, а воду
затянуло тиной.
Оранта - один из древнейших образов Пресвятой Богородицы. В символике
иконы выражены христианские догматы непорочного зачатия и двух природ
Иисуса Христа - Божественной и Человеческой. Образ положил основу одному
из типов иконографии Божией Матери, который так и назван -
<Оранта>. <Оранта> по-латински означает <Молящаяся>.
Широко известна икона Ярославская Оранта из Государственной
Третьяковской галерии, которую называют <Великой Панагией> . Панагия с греческого переводится как
Всесвятая.