Оранта – один из древнейших образов Пресвятой
Богородицы. В символике иконы выражены христианские догматы непорочного
зачатия и двух природ Иисуса Христа – Божественной и Человеческой. Образ
положил основу одному из типов иконографии Божией Матери, который так и
назван – «Оранта». «Оранта» по-латински означает «Молящаяся». Широко
известна икона Ярославская Оранта из Государственной Третьяковской
галерии, которую называют «Великой Панагией». Панагия с греческого
переводится как Всесвятая.
На иконе Оранта Богородица изображается с поднятыми и
раскинутыми в стороны руками, раскрытыми ладонями наружу. Такое
изображение символизирует заступническую молитву в православной
традиции. Исторически более ранними принято считать изображения
Богородицы без Младенца Христа.
В византийском и древнерусском церковном искусстве
был популярен образ Богородицы Оранты с младенцем Христом. Обычно
Христос изображается в круглом медальоне, или с некоторой степенью
прозрачности на уровне груди Матери. Изображение младенца Христа
придавало новый смысл иконе. Такая икона назвалась также «Знамение».
Идея «Знамения» смещала смысловые акценты с посреднической
заступнической молитвы Богоматери к Рождеству Христа. Знамение — это, в
определённом смысле, образ Благовещения и предзнаменование Рождества и
следующих за ним евангельских событий вплоть до Второго Пришествия. На иконах в иконографии Знамения Богородица может изображаться в полный рост, как, к примеру, на Ярославской Оранте и Мирожской иконе, либо по пояс, как на Новгородской иконе «Знамение».
К иконам типа «Оранта» относятся иконы «Живоносный источник», «Знамение», «Неупиваемая чаша». |