Всем известна евангельская притча о
работниках одиннадцатого часа, в которой хозяин заплатил своим
работникам поровну, независимо от их «трудочасов». На производстве так
не бывает, а в жизни... Иной раз думаешь: вот человек с детства в
Церкви, постоянно постился и причащался, а другой коммунистом был и
лишь под старость в храм пришёл – неужели они равно спасены будут? О
том, кто как спасётся, нам, конечно, не ведомо. Но в притче этой, в
самом конце, есть ключевые слова, всё объясняющие: «ибо много званых, а
мало избранных» (Мф. 20, 16). Возможно, о многих, кто «в одиннадцатом
часу» в храм пришёл, у Господа был изначальный Промысл об их
избранничестве – но только к концу жизни, пройдя сквозь тернии сомнений
и страданий, эти люди смогли узреть открытую пред ними дорогу. И вдруг
осознать с поразительной очевидностью, что давно знали о ней...
Вот две истории о таких людях.
Самая древняя вера
Оптинский иеромонах отец Михаил пришёл в возрождавшийся в
конце восьмидесятых годов монастырь одним из первых. На его глазах и
произошла эта история.
В ту пору разруха царила вокруг, храмы находились в запустении. От
храма в честь иконы Казанской Божией Матери оставались только
полуобвалившиеся стены, вместо купола – небо. Храм в честь Владимирской
иконы Божией Матери в советское время сначала использовали как хлев, а
затем разобрали на кирпичи. В Свято-Введенском соборе размещались
мастерские профтехучилища, а в одном из приделов храма стоял трактор.
Такая же разруха царила в сердцах и в головах местных жителей, рядом с которыми пришлось жить первым Оптинским инокам.
Большинство этих местных жителей были неверующими людьми. Встречались
верующие, но какие! Пожилая женщина по имени Татьяна ходила к
баптистам. Когда один оптинский иеродиакон поздравил Татьяну при
встрече с православным праздником, она недолго думая ответила:
– А мы такие праздники и не празднуем вовсе. У нас – своя вера!
– Это что же за вера такая? – удивлённо спросил иеродиакон.
– А вот такая – самая древняя и самая правильная! – радостно воскликнула старушка.
Заскорбел отец диакон: вот ведь, живут люди в таком благодатном месте,
где подвизались старцы Оптинские, а находятся в заблуждении опасном... И
виноваты ли они, что безбожная власть когда-то разгромила обитель,
проводя атеистическую пропаганду? А душа-то живая ищет веры, иногда
теряется, блуждает в потёмках...
Посмотрел отец диакон на простое и доброе лицо старушки, окинул
взглядом её маленькую фигурку, заметил и руки натруженные, и глаза
искренние. Подумал минуту, а затем и спрашивает у Татьяны:
– А можно мне с вашей самой древней верой познакомиться?
Татьяна возликовала:
– Конечно можно! Я вас могу с собой взять! Вот у нас будет завтра собрание верующих, я вас со всеми и познакомлю!
Так и договорились. Иеродиакон тот был иноком грамотным, семинарию
окончил. Пришёл он вместе с Татьяной на это собрание. Смотрит, а там
всем какой-то пастор заправляет. Недолго думая отец иеродиакон начал
задавать ему духовные вопросы. А пастор, который был то ли слесарем, то
ли электриком, ни на один вопрос толком ответить не может. Вроде бы
читал Библию и цитировать может, а духовный смысл-то не даётся. Он
ведь, смысл этот духовный, по благодати Божией открывается. А пастор
этот никогда не исповедался, не причащался, и было с ним, говоря
словами Писания, как с теми, кто «своими глазами смотрят, и не видят;
своими ушами слышат, и не разумеют». Вот дело и закончилось конфузом.
После этой встречи оптинского иеродиакона и Татьяну, как виновницу
конфуза, баптисты наказали отлучением от общих собраний на три месяца. В
общине произошёл раскол, а сама Татьяна задумалась крепко.
И вот прошло какое-то время. Однажды соседки Татьяны по бараку обратили
внимание на то, что старушка уже пару дней не выходит из дома. Узнал
об этом Оптинский благочинный, уважаемый в обители духовник, и отправил
отца Михаила навестить бабушку.
А у этого отца благочинного, с юности избравшего иноческий путь, есть
одна особенность: очень он наблюдательный и догадливый. Вот придут к
нему на исповедь, а потом поражаются: «Я ещё не успел рта раскрыть, а
батюшка мне дал читать книгу, где ответы на все мои вопросы!» Ну что
сказать? У монахов не в ходу слово «прозорливость», они обычно про
таких отцов говорят: «пастырская интуиция»...
Так вот, благочинный отца Михаила предупредил:
– Как пойдёшь к старушке, не забудь взять всё необходимое для крещения и причастия.
Отец Михаил удивился и подумал про себя: «Так она ж баптистка!»
Но вслух ничего не сказал, взял всё необходимое и за послушание
отправился в барак под стенами Оптиной. А было как раз первое октября,
день памяти преподобного оптинского старца Илариона. Идёт отец Михаил к
сектантке и вспоминает, что старец Иларион, когда ещё был мирским
молодым человеком по имени Родион, жил в Саратове. И город в те времена
был просто наводнён раскольниками. Секты враждовали между собой,
сходясь только в одном: в ненависти к православным.
Родион по благословлению начал вести с сектантами беседы о вере,
основываясь единственно на слове Божием и на изъяснениях оного святыми
отцами Церкви. И такие это были беседы, так горел дух будущего старца,
так горяча была его вера, что сектанты сами стали приходить к нему. И
многих обратил он в православие. Братство, возглавленное Родионом,
будущим старцем оптинским, стало известно далеко за пределами Саратова.
А впоследствии даже миссия была учреждена в епархии для обращения
сектантов и раскольников...
И вот идёт отец Михаил к сектантке и начинает молиться преподобному Илариону:
– Батюшка дорогой наш, отец Иларион! Ты при жизни стольких людей спас
от сектантской паутины! Помоги и сейчас! Сегодня день твоей памяти...
Благослови!
Подходит к дверям старушки, а они закрыты. Стучит – нет ответа. Стали
дверь ломать, а она ещё и не поддаётся. Ну, отец Михаил не из тех, кто
пред трудностями отступает, – продолжает горячо молиться преподобному
Илариону... Только закончил читать молитву, как дверь и поддалась.
Картина открылась следующая: Татьяна лежала на полу и была еле живая.
Отец Михаил поднял бабушку на кровать и окропил её святой водой. Пришла
старушка в себя, открыла глаза и, увидев священника, возликовала:
– Как я рада тебе, батюшка, как рада!
А потом с трудом добавила:
– Окрести меня Христа ради!
Отец Михаил, хоть и взял с собой всё необходимое для крещения за
послушание, но не ожидал, что захочет Татьяна креститься. Он
переспросил:
– Татьяна, вы действительно хотите креститься?
И умирающая старушка радостно ответила:
– Да, батюшка, я хочу креститься. Какая милость Божия, что вы пришли!
Она с трудом подняла свою тяжёлую натруженную руку, сложила пальцы крестным знамением и медленно, торжественно перекрестилась:
– Во имя Отца и Сына и Святаго Духа...
– Аминь! – отозвался священник. – Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков, аминь...
И таинство Крещения началось. Отец Михаил вспоминает, что испытывал
удивительный духовный подъём, благодать Божия обильно изливалась, и её
необычайно сильно чувствовали и священник, и крещаемая. По лицу Татьяны
текли крупные слёзы. После крещения она причастилась.
...Я не выдерживаю и перебиваю рассказ отца Михаила:
– Батюшка, а эту благодать ты долго чувствовал?
Отец Михаил всё ещё в воспоминаниях, он смотрит вдаль и говорит:
– Я после этого крещения всю ночь не спал... Бесы били и давили. Очень
им не понравилось, что душу почти из ада выхватили, им не отдали...
Потом батюшка спохватывается и добавляет:
– Ну, это другая история, не для твоих ушей, монашеские искушения
пускай для монахов остаются. Будешь перебивать – не буду больше
рассказывать!
– Не буду... а чем всё закончилось?
– Ну чем? От врача Татьяна отказалась, но «скорую помощь» всё же
вызвали. Врач покачал головой: «Сердце изношенное. От старости лекарств
ещё не придумали»...
И через несколько часов после крещения и причастия раба Божия Татиана
мирно отошла туда, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но
жизнь бесконечная...
На могилке её в селе Козельского района поставлен большой православный крест.
Узкий поясок
Эту историю я не просто выслушала, а была её очевидцем.
Так совпало, что оказалась я в городе своего детства и юности вместе со
школьной подругой Инной. Я по делам приехала на несколько дней, а она
маму навещала. Остановились мы обе у её мамы и провели там несколько
дней.
Маму у Инны звали Надеждой, и была очень доброй и приветливой. Но был у
неё один недостаток – она сильно пила. Инна свою маму оправдывала её
тяжёлой неудавшейся жизнью.
И на самом деле судьба у Надежды была – не позавидуешь. Родилась она в
годы войны, отец погиб на фронте, так никогда и не увидев дочурку.
Росла с пьющим отчимом. Когда девочке было шестнадцать лет, пьяный
отчим пытался изнасиловать её, и Надя ушла из дома в общежитие. Школу
толком не закончила, профессию не получила... Работала то посудомойкой в
столовой, то уборщицей.
Не сложилась и семейная жизнь. Муж вскоре после свадьбы загулял, к юной
жене относился с пренебрежением. А вскоре и бросил её одну с дочуркой
без всякой поддержки. Надя растила Инночку одна, к дочке относилась
хорошо. Покупала ей еду и одежду. А все оставшиеся копейки стала тратить
на выпивку, забываясь после работы и топя в вине свою тоску и своё
женское одиночество.
Инна рано уехала из дома, выучилась, завела семью. Мать не бросала,
навещала, помогала. Но та продолжала спиваться. И вот сейчас Надежда
позвала дочку, чтобы попрощаться с ней перед смертью – разболелась она
сильно и почему-то была уверена, что умирает, хоть ей и семидесяти ещё
не было.
Когда мы зашли в квартиру, то Надежда встретила нас трезвой: ждала
дочку, не хотела расстраивать. По обстановке видно было, что хозяйка
маленькой квартирки – человек пьющий. Тем трогательнее было её старание
скрыть свою страсть к вину, встретить нас радушно. Из старого шкафчика
она достала такие же старенькие, облупившиеся чашки. Правда, ручки у
чашек были отбиты, но было понятно – это для гостей. Сама хозяйка пила
чай из закопчённой кружки.
Я присмотрелась внимательней к Надежде. Помнила маму подружки ещё со
времён школы: милое и приветливое лицо, добрые глаза, но под глазами –
мешки пьющего человека, седые, кое-как подстриженные волосы, почти нет
зубов, руки трясутся... А сейчас ещё и ноги болят, и желудок, и
сердечко. Видимо, посадила сердце-то пьянством своим. Да, жалко
человека...
Инна маме подарок привезла. Ей, узнав о болезни мамы, привезли с Афона
поясок, освящённый на поясе Пресвятой Богородицы, и маслице из
Ватопедского монастыря. А я как раз незадолго до этого в Оптиной стала
свидетельницей, как такой же подарок муж жене с Афона привёз. Нужно
сказать, что на Афоне в Ватопедском монастыре святого маслица обычно
наливают совсем чуть-чуть, не как у нас – полный пузырёк. Поясок тоже –
небольшая ленточка. Так вот, приехал муж с Афона и привёз жене эти
святыни. А жена берёт в руки святое маслице, делает недовольное лицо и
говорит:
– Как масла-то мало! Уж не мог побольше, что ли, привезти? Столько наливают? Экономят, видимо! А чего поясок такой маленький?!
А теперь я стала свидетельницей того, как Инна вручила такие же святыни
своей маме. Надежда побежала мыть руки, а потом, чуть дыша, приняла
пузырёк со святым маслом и прошептала:
– Это мне?! Господи, неужели это мне, такой грешнице, столько святого
масла налили?! Доченька, счастье-то какое! А это что – поясок?! Ах, да
это же целый пояс! На поясе Пресвятой Богородицы освящённый?! Да я же
недостойная такого дара, доченька милая! Да как же я это надеть-то
посмею?!
И она заплакала, неловко стирая слёзы кулачками и по-детски шмыгая носом.
– Понимаешь, – шептала мне вечером подруга на обшарпанной кухне, –
сколько себя помню, я всегда испытывала к маме глубокую жалость. Вот не
везло ей в жизни, и всё тут. Отчим-пьяница надругаться хотел, муж
бросил без помощи и поддержки. Профессии нет, куда работать ни
устраивалась – везде всё шло не так. В счётном отделе обвинили её в
краже – она ещё совсем молоденькой была, рыдала ночи напролёт, даже
руки на себя наложить хотела. А потом нашли истинную воровку, та на
другой краже попалась, а перед мамой и не извинились толком. В больницу
санитаркой устроилась – отделение через год закрыли...
И так всю жизнь. А у неё ещё характер такой слабый... Вот бывают люди –
как дубы. Или как берёзы. А её я всю жизнь представляю такой тоненькой
осинкой – дрожит на ветру, клонится... Нет у неё опоры никакой в
жизни. Сколько раз я её к себе взять хотела! Но она не едет. Знает
ведь, что пьёт сильно и бросить не сможет, вот и не хочет мне жизнь
портить...
Ну скажи, почему так? У некоторых людей всё хорошо в жизни
складывается: и родители, и семья, и работа. А у моей мамы вся жизнь
какая-то нескладная. Вот сейчас помирать собралась – и что? Как бы
пьяная-то не умерла...
Почему вся её жизнь – как черновик? Почему не удалось ей реализовать ни
доброту свою, ни отзывчивость? Характер слабый? Так ведь если человек
слабый, то он не может стать сильным. В чём её вина? Почему она так
несчастна?
Я молчала. Что я могла ответить? Потом пробормотала утешающе:
– Инна, ну вот она в тебе свою доброту реализовала, вырастила тебя. И
ты её любишь. Ведь любишь? Ну вот. И потом: кому много дано, с того
много и спросится, а кому мало дано, с того – мало... Господь видит все
обстоятельства жизни человека, у Него, может, к твоей маме и спрос
другой – кто знает?
Утром Надежда вышла к нам задумчивой и серьёзной. Она медленно сказала:
– Доченька, маслом я, недостойная, помазалась и поясок посмела на себя
надеть. И вот лежу я утром на кровати, а мне так отчётливо – голос не
голос, мысль не мысль, не могу сказать, только, знаешь, доченька, а я
ведь, похоже, некрещёная...
– Как это некрещёная, мам?! Никогда ты об этом не упоминала! А в
прошлый раз я приезжала, ты болела, так мы к тебе батюшку звали!
Вспомни! Ты ведь соборовалась! Как ты могла вдруг вспомнить, что
некрещёная?!
– Не сердись, доченька... А как надела я поясок и помазалась маслицем,
так у меня всё в голове и прояснилось. Так прояснилось хорошо,
понимаешь? Я до этого и не замечала, что в голове у меня как будто
туман. А вот когда прояснилось – тогда и поняла. И знаешь, так вдруг
ясно всё вспомнила! Детство, маму... Я когда родилась в сорок третьем, у
нас в округе ни одного храма открытого не было. А потом я заболела
сильно, а мимо деревни шёл старичок какой-то. Я вот сейчас вспомнила,
как мама говорила, будто он пошептал надо мной что-то. Так ведь
пошептал – это не окрестил?! И мне так ясно представилось, доченька,
что некрещёная я.
– Ну, мам, вот это да! Вот это ты нас озадачила!
Стали мы с Инной думать, что делать. Позвонили в Оптину Пустынь
наставнику своему духовному (игумен А. – братский духовник,
молитвенник). Спросили у батюшки, как поступить. Он ответил, что
помолится и на следующий день даст ответ. И действительно, на следующий
день отец А. твёрдо сказал, что маму нужно крестить.
Повели мы Надежду в храм, храм совсем рядом с домом, но она еле-еле
дошла. Совсем занедужила... Священник вышел, глянул на неё и говорит:
– Помню я вашу маму, я ж её соборовал! Чего это вы удумали?! Как некрещёная?! Ну, не знаю...
И – к Надежде, строго:
– Почему вы хотите креститься?
А Надежда вдруг кланяется ему в ноги и просит:
– Батюшка милый, окрести меня Христа ради!
Священник смягчился. Помолчал. Потом спрашивает:
– Веруешь ли в Пресвятую Троицу? Что такое Троица?
Мы с Инной испугались: что бабушка ответит? Всю жизнь пила, что она
может про Пресвятую Троицу сказать-то? А наша бабушка голос возвысила и
твёрдо отвечает:
– Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой! Верую во Единого Бога Отца Вседержителя... – и начинает твёрдо Символ Веры читать.
Я смотрю на Инну, а она от удивления аж рот раскрыла. Я ей шепчу:
– Подруга, ротик прикрой. Мама твоя – молодец!
Тут и батюшка говорит:
– Мы, вообще-то, без огласительных бесед не крестим взрослых, но,
принимая во внимание болезнь вашу... В общем, в субботу жду вас к часу
дня на крещение.
Привели мы Надежду домой, а ей совсем плохо, мы с Инной боялись даже,
что не дождётся она субботы, решили, если что, священника на такси
привезти. Но ничего, дожила она до субботы и даже своими ногами в храм
пришла, правда, кое-как, поддерживаемая нами с двух сторон.
Началось крещение, вот уже и в купель пора, а священник воду потрогал и
расстроился: забыли алтарники воду-то подогреть в купели. Слышу, Инна
маме шепчет:
– Мам, я в святом источнике в январе купалась, а тут вода всё равно комнатной температуры. Ты уж полностью окунись, ладно?
Смотрю, Надежда головой кивает – согласна, дескать.
Завели мы её в купель, батюшка её окунул трижды, а потом она чуть
оступилась, а он решил, что бабушка сознание теряет. Испугался и
подхватил её крепко. И мы с Инной подхватили. А она улыбается и
говорит:
– Ничего, ничего, это я просто оступилась немножко.
А у батюшки, когда он её подхватывал, в руке ковш был. Он и забыл про
него. А тут мы Надежду выводим из купели, а она так радостно и говорит:
– Ах, счастье-то какое! А и хорошо же вы, батюшка, меня ковшиком-то
приложили! Это мне как раз по грехам моим подходит! Слава Тебе, Боже
наш, слава Тебе!
Мы все трое оборачиваемся, смотрим на нашу бабушку, а у неё на лбу
прямо на наших глазах шишка такая здоровая растёт, и даже кожа
рассечена немного ковшом тяжёлым. Священник аж за сердце схватился:
сначала вода оказалась холодной, потом крещаемую по лбу приложил…
– Матушка, простите меня, я же вас ковшиком ударил!
– Батюшка дорогой, мне по моим грехам ещё больше причитается!
Вот так и окрестили мы нашу Надежду.
Вышла она из купели, оделась, пошли мы из храма, слышим, за свечным ящиком старушка ворчит:
– Везёт же некоторым! В конце жизни окрестятся – им все грехи предшествующей жизни простятся, и чистенькими к Богу идут!
Инна с Надеждой улыбнулись только. Вышли мы на улицу, идём домой. Уже к
дому подходим, как вдруг понимаем: бабушка-то наша своим ходом идёт,
без поддержки, да как идёт – чуть не вперёд нас летит!
Назавтра ещё раз сходили мы в храм: батюшка благословил Надежде
причаститься. И снова она шла без поддержки – так, как будто
выздоровела полностью.
Мы с Инной уезжали на следующий день, и Надежда напекла нам пирогов с
картошкой. Она провожала нас на вокзале, долго махала рукой. А я
смотрела на её помолодевшее лицо, ставшие ясными глаза, и удивлялась:
«Какова же сила Таинства Крещения!» Словно человек сам в себя вернулся.
|