Одним из видных деятелей Русской Церкви 20-х годов был архиепископ Верейский Иларион, выдающийся богослов и талантливейший человек. Вся его жизнь была горением величайшей любви к Церкви Христовой, вплоть до мученической кончины за нее.
Его труды отличаются строго церковным направлением, неустанной борьбой со схоластикой и специфическим латинством, влиявшим на наше богословие со времен митрополита Петра Могилы. Его идеал — это церковность духовной школы и богословской науки. Его постоянное напоминание: вне Церкви нет спасения, вне Церкви нет таинств.
Архиепископ Иларион (в миру Владимир Алексеевич Троицкий) родился 13 сентября 1886 года в семье священника с. Липицы Каширского уезда Тульской губернии.
С самого раннего детства в нем пробудилось стремление к учению. Будучи пятилетним отроком, он взял своего трехлетнего брата за руку и пошел вместе с ним из родной деревни в Москву учиться. И когда братишка от усталости заплакал, то Владимир сказал ему...
В пределах Киевских, в небольшом местечке Макаров, родился в декабре 1651 года будущий святитель Димитрий (в миру Даниил) от не знаменитых, но благочестивых родителей: сотника Саввы Григорьевича Тупталы и супруги его Марии. Сам он изобразил в своих записках, которые вел в течение почти всей жизни, блаженную кончину своей матери, и похвала такого сына есть лучшее свидетельство ее добродетели. Отец его, из простых казаков, дослужившись до звания сотника у гетмана Дорошенко, при смутных обстоятельствах того времени, в поздние годы бодро нес бремя воинской службы и скончался свыше ста лет в Киеве, куда переселился с семейством. Последние дни посвятил он служению Церкви в должности ктитора Кирилловской обители, где постригся впоследствии его сын и где сам возлег на вечный покой подле своей супруги. Более о них ничего неизвестно; но довольно и той славы для благочестивой четы сей, что она могла посреди своего убожества возрастить такого светильника для Церкви, приучив его, еще в домашней жизни, к подвигам добродетели.
Наученный грамоте в доме родительском, отрок Даниил поступил для высшего образования в Братское училище при ...
При описании жития отечественных святых, утешительно и ободрительно для сердец наших явление земле Русской угодников Божиих, ясно доказывающее, что не оскудела и для нас благодать Божия, всегда восполняющая то, что оскудевает в слабой природе человеческой. И какое торжество для Церкви православной, прославляемой верными сынами своими! Господь увенчал их венцами нетления во свидетельство их подвигов и правого исповедания той Церкви, которая и доселе есть столп и утверждение истины.
Происхождение свт. Тихона самое убогое: отец его, Савелий Кириллов, был дьячком в Новгородской губернии, в селе Корецке (Короцке) Валдайского уезда, и оставил по себе вдову с пятью малолетними детьми. Будущий святитель родился в 1724 году и был назван Тимофеем. Лишившись в младенчестве отца, он остался...
Святитель Митрофан, первый епископ Воронежский, родился 6 ноября 1623 года во Владимирской земле, по предположению, в семье священника. Мирское имя будущего святителя было Михаил. Половину своей жизни святой прожил в миру, был женат и имел детей. Сохранились сведения о заботливости святого Митрофана по воспитанию своего сына Ивана. Будущий епископ был некоторое время священником в селе Сидоровском Суздальской епархии. На 40-м году жизни он овдовел и решил посвятить свою жизнь Богу. Своим местожительством он избрал Золотниковский Успенский монастырь недалеко от Суздаля, где и был пострижен в иночество с именем Митрофан.
Здесь угодник Божий начал иноческое подвижничество, отличаясь глубоким смирением. О его строгой иноческой жизни стало известно в монашеской среде. Через три года после вступления в Золотниковскую обитель братия соседнего Яхромского Космина монастыря, не имевшего в ту пору настоятеля, стали просить местное духовное начальство о поставлении им в игумены Митрофана. Просьба была исполнена. Ведя строгую подвижническую жизнь, Митрофан стал...
Священномученик Михаил родился 15 сентября 1867 года в деревне Шор-Касы Атаевской волости Курмышского уезда Симбирской губернии (ныне Шумерлинского района Чувашии) в семье крестьянина.
В 1880 году Михаил окончил Ходаровское инородческое начальное народное училище. Окончил Симбирскую Духовную семинарию в 1892 году, в этом же году был рукоположен в сан диакона к селу Туваны, в 1894 году — в сан священника к селу Раскильдино Курмышского уезда. В 1900 году был перемещен в село Красные Четаи, а в 1905 году вновь в село Раскильдино. Отец Михаил активно участвует в жизни Церкви. В 1905–1908 годах состоял депутатом от духовенства на окружных и епархиальных съездах, с 1906 года назначен помощником благочинного, с 1910 года назначен заведующим второклассной учительской школой в селе Красные Четаи, в должности которого состоял до 1918 года. С 1914 года определением Епархиального начальства назначен постоянным...
Мученик Иоанн родился в 1891 году в селе Острово Богородского уезда Московской губернии в семье крестьянина Василия Малышева. Образование он получил в сельской школе. С началом Первой мировой войны Иван был мобилизован в армию, где служил по 1917 год рядовым. В 1918 году он был мобилизован в Красную армию и до 1921 года служил фуражиром.
В двадцатых годах Иван Васильевич вместе с семьей переехал в Москву и поселился на Николо-Ямской улице рядом с храмом преподобного Сергия Радонежского в Рогожской слободе, прихожанином которого он и стал, со временем все активнее участвуя в жизни прихода. Работал он электриком на заводе «Серп и Молот», расположенном неподалеку от храма. Иван Васильевич выполнял в храме все работы, касающиеся электричества, к праздникам убирал вместе с прихожанами храм, устраивал гирлянды из электрических лампочек вокруг икон, ходил во время богослужения с тарелкой для пожертвований. В декабре 1937 года он стал членом двадцатки, и если и раньше много времени отдавал церкви, то теперь...
Мученица Евгения родилась в 1871 году в городе Риге в семье генерала Петра Доможирова. Пять лет она училась в институте благородных девиц в Варшаве и одновременно в школе Красного Креста. В 1896 году, когда ей исполнилось двадцать пять лет, она поступила на работу в военный госпиталь в Варшаве, где проработала несколько месяцев, затем перешла в Александро-Мариинский институт и здесь проработала одиннадцать лет, сначала сестрой милосердия, а затем заведующей госпиталем. Замуж Евгения не вышла, хранила себя в целомудрии, посвятив свою жизнь служению Богу и людям. В 1907 году она переехала в Москву и работала сестрой милосердия в Институте московского дворянства.
Не отличаясь от природы крепким здоровьем, она стала в это время...
Протоиерей Андрей Симеонович Зимин[ родился 14 августа 1872 года в семье забайкальского казака. После окончания полного курса Благовещенской духовной семинарии был рукоположен в сентябре 1894 года в диакона и священника для служения в кафедральном соборе города Благовещенска, где также был назначен катехизатором и законоучителем церковно-приходской школы при соборе. С рвением относился к проповеди и проведению бесед с прихожанами.
В связи с образованием Владивостокской епархии он был в 1900 году переведен на место настоятеля храма Рождества Пресвятой Богородицы села Черниговка. Здесь, как и в Благовещенске, отец Андрей Зимин усердно принялся за развитие народного просвещения. Регулярно публиковал проповеди и поучения в епархиальном журнале. За годы его настоятельства под его руководством в селе было построено двухэтажное каменное здание под четырехклассное училище и одноэтажное кирпичное здание для одноклассной министерской школы.
В 1901 году назначен благочинным в Черниговской волости. За первые десять лет служения количество...
Оптинский старец преподобный Иларион... Он прожил не самую долгую жизнь – шестьдесят восемь лет, из них тридцать четыре года – в Оптиной пустыни. Но за эти годы он успел стать ближайшим учеником, сотаинником и келейником оптинского старца Макария, а затем – из ученика превратиться в наставника и старца, перенять эстафету оптинского старчества и передать её дальше. В старце Иларионе соединялись благодатные дарования прозорливости, рассуждения, "дар исповеди" (обнаружение в человеке скрытых или забытых пороков, обличение их и последующее уврачевание болящей души) и опыт, богатый опыт пастыря-духовника, еще в миру начавшего трудиться на ниве спасения заблуждающихся душ. Преподобный Иларион был наставником, ведущим истинно подвижническую жизнь. Каким был его путь в Оптину? Он начался в детстве.
Детство будущего старца
Преподобный Иларион, в миру Родион Никитич Пономарев, родился в селе Ключи Воронежской губернии в 1805 году, в пасхальную ночь на 9 апреля и был назван в Святом Крещении...
Таких пари еще не было! В одной из американских школ его заключили директор и ученики: ему предстояло проползти на коленях, ни разу не остановившись, от школы до своего дома. А это — полтора километра!
На старте компания подростков смеялась и улюлюкала. Но при виде того, с каким трудом дается каждый метр довольно полному и находящемуся в почтенном возрасте учителю, издевки постепенно затихали. Некоторые, замечая, как капли пота градом скатываются с морщинистого лица, уже готовы были крикнуть: «Хватит!».
Но пари есть пари, а законы стаи беспощадны: ты или выиграл, или проиграл!
Впрочем, сути и глубины пари из недорослей никто не...
Этот образ прославился в 1688 году после чудесного исцеления сестры патриарха Иоакима Евфимии Петровой Папиной, долгое время страдавшей от не заживавшей раны в боку. Первоначально икона находилась в московской Спасо-Преображенской церкви на Ордынке (позднее известна как Скорбященская), прихожанкой которой была Евфимия. Ее написание, по-видимому, надо относить ко времени перестройки храма в камне в 1683-1685 гг. Служба иконе "Всех скорбящих радость" по образцу службы иконе Божией Матери "Одигитрия" и сказание были составлены сразу после прославления образа, особый акафист написан в 1863 г. проф. МДА П.С.Казанским.
В 1711 г., при переезде царского двора в Санкт-Петербург, царевна Наталия Алексеевна увезла с собой из церкви на Ордынке икону "Всех скорбящих радость". Точно неизвестно, был ли это...
На иконе Пресвятая Богородица изображена держащей на левой руке Богомладенца, благословляющего десницей и держащего в левой руке свиток.
Икона XVII века. Предание гласит, что эту икону на рубеже XVIII-XIX веков тщательно скрывал у себя афонский подвижник Константий Феодул, а потом, после своей смерти передал "по наследству" греческому старцу Мартиниану, который прибыл на Афон в 1821 году. Прожив в Пантелеимоновом монастыре двадцать лет, однажды Мартиниан по зову сердца и с согласия игумена отправился путешествовать с проповедями по греческим городам и селам, взяв с собой ...
Икона была принесена в Николо-Пешношский монастырь известным купцом московским купцом Алексеем Григорьевичем Мокеевым, когда тот в 1780 году решил поступить в число братии. Икона являлась семейной реликвией Мокеева. Пожертвовав все свои средства в монастырскую казну, образ Божией Матери он оставил в своей келье. После кончины Алексея Григорьевича в 1792 году икона перешла в собственность обители. Настоятель, увидев, что образ написан на холсте (а не на доске) и не в полном соответствии с нормами общепринятого канона, велел поставить ее за монастырскими стенами, над дверью, ведущей в часовню преподобного Мефодия Пешношского.
В далеком 1998-м г., впервые в жизни приехав в Грецию на две недели, в одном церковном буклете мне довелось увидеть любопытное изображение неизвестных мне святых: священник крупного телосложения, слева от него – худощавый монах, а посередине – девочка в белом платье. Изображение было настолько маленьким, что невозможно было прочесть имена изображенных святых. На русском языке, да еще в доцифровую эпоху, информацию найти было невозможно. Годы спустя, приехав в Грецию и выучив греческий, я познакомился в этими удивительными святыми, которые, как бесценный клад, оставались под спудом целых 600 лет, чтоб явиться и проповедовать о Христе в нашу «постхристианскую» эпоху.
Неподалеку от села Терми, что на острове Лесбос, возвышается холм Карьéс, который народ называл еще и «Калóгирос», т. е. «монах», ибо часто на этом холме видели какого-то монаха в сиянии. До 1923 г., когда на Лесбосе еще проживали турки, на холме Калогирос находился сад маслин местного богача – Хасана-эфенди, а в саду стояла небольшая церквушка во имя Богоматери. Церквушка считалась чудотворной, т.к. часто над ней видели сияние или же слышали звон колоколов. Свидетелями чудесных явлений становились не только...
Святая Евгения родилась в Риме при императоре Коммоде, правившем со 180 по 192 год. Она происходила из знатной и богатой семьи. Ее отец, Филипп, оставаясь язычником, питал доброе расположение к христианам. Он был назначен императором на должность префекта (епарха) Александрии Египетской и отправился туда вместе со всей семьей.
Там Евгения, для обучения которой отец нанял лучших преподавателей, познакомилась с Посланиями апостола Павла. Дева часто перечитывала такие слова: «Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо, когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих… А мы проповедуем Христа распятого, для иудеев соблазн, а для еллинов безумие, для самих же призванных, иудеев и еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость; потому что немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков» (1 Кор. 1: 20–25). Могла ли она, читая эти пламенеющие строки...