Почитание Нерукотворного образа – плата с ликом Спасителя – берет
свое начало после исцеления царя Авгаря, правившего в Едессе с 9 по 46
гг. Едесское царство первым признало учение Христа государственной
религией. Слава о чудесах Спасителя дошла до г.Едессы, за рекой
Евфратом. Князь этого города Авгарь, страдавший проказой, послал к
Спасителю живописца Ананию с письмом, в котором просил Господа прийти к
нему и исцелить его или позволить Анании изобразить Свой лик и принести в
Едессу.
«Господь Вседержитель» (Пантократор) – изображение благословляющего
Христа (в рост, по колена, или по пояс) с открытым или закрытым
Евангелием в левой руке.
Таинство Причастия
установлено Самим Господом на тайной вечери — последней трапезе с
учениками в пасхальную ночь перед Его взятием под стражу и распятием. «И
когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам,
сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им
и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих
изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26, 26–28), «…сие творите в Мое
воспоминание» (Лк. 22, 19).
Все православные христиане,
как члены Церкви, как посвященный Богу «народ святой» и «царственное
священство» (1 Пет. 2, 9), являются своего рода священнослужителями, так
как сама жизнь христианская есть служение Богу. Это выражается, в
частности, в том, что и миряне являются участниками совершаемых Таинств,
а в особых случаях прямыми совершителями Таинств Крещения. Но если в
Церкви все призваны к совместному служению Богу, то образы этого
служения различны.
Брак есть
единственное из семи христианских таинств, которое ведет свое начало от
времен ветхозаветных. Согласно (Быт 2:18), целью брака является не
столько деторождение, сколько духовно-телесное единство,
взаимодополнение, взаимопомощь.
Таинство соборования, или елеосвящения, как оно называется в богослужебных книгах, есть таинство, в котором, при помазании больного освященным елеем, призывается на больного благодать Божия для исцеления его от телесных и душевных болезней. Оно называется соборованием, потому что для совершения его собирается несколько (семь) священников, хотя по нужде может совершить его и один священник.
Покаяние
есть таинство, в котором исповедующий свои грехи, при видимом
изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим
Иисусом Христом (Катехизис).
В Евангелии от Иоанна говорится: «В последний великий день праздника
Иисус Христос возгласил: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в
Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой».
Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него». (Ин. 7,
37—39).
Крещение есть Таинство, в котором человек, уверовавший во Христа, при троекратном погружении его в воду во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, благодатью Божией очищается от всех грехов и возрождается в новую, святую и духовную жизнь.
Святитель Московский Филарет (в миру
Василий Михайлович Дроздов) родился 26 декабря 1782
года в городе Коломне. Отец и мать святителя
происходили из потомственного духовенства. 20 декабря
1791 года будущий святитель был зачислен в Коломенскую
семинарию. Редкие природные дарования соединялись у
него с отменным усердием. Вскоре, в связи с переводом
Коломенской семинарии в Тулу, юноша, исполняя волю
отца, направился в лаврскую школу в обители
преподобного Сергия. Переселение в Лавру наполнило его
душу несказанной радостью.
Предание рассказывает, что после Вознесения Христа и Сошествия Святого
Духа апостолы вместе с Богородицей стали тянуть жребий, куда кому идти с
проповедью. Божией Матери досталась в удел Иверия (Грузия). Прежде чем
отправиться в дальнее путешествие, Она решила заехать к Лазарю, другу
Христа, которого Он воскресил на четвертый день после смерти. Лазарь был
епископом на о. Кипр. Простившись с ним, Богородица села на корабль,
плывущий на Кавказ. Но сильный ветер не давал кораблю войти в пролив
Дарданеллы, относя его к гористому полуострову Афон, где с античных
времен находились капища языческих богов. Господь открыл Богородице, что
хочет, чтобы Она осталась на Афоне.
Остробрамская икона Божией Матери (Виленская икона) -
чудотворная икона, широко почитаемая православными и католиками в
Белоруссии, Литве, на Украине и в Польше; находится в часовне,
называемой Острая Брама (Острые Ворота) в Вильнюсе.
[Жировичская] (празд. 7мая),
чудотворный образ на камне, явленный близ имения Жировичи (Жировицы,
Журовицы; совр. Слонимский р-н Гродненской обл., Белоруссия), находится в
Жировицком в честь Успения Пресв. Богородицы
ставропигиальном мон-ре (Минская епархия), принадлежит к числу главных
из сохраненных святынь и исторических реликвий Белоруссии. Почитается
православными, католиками и униатами.
Икона
Божией Матери "Умиление" Серафимо-Дивеевская принадлежала
преподобному Серафиму Саровскому, была его келейной иконой. Елеем от лампады,
горевшей перед этой святой иконой, Преподобный помазывал больных, которые
получали после помазания исцеление. Подвижник называл икону
"Умиление" - "Всех радостей Радость", и перед ней он
скончался на молитве 2 января 1833 года. После смерти преподобного Серафима
Саровский настоятель о. Нифонт отдал святую икону "Всех радостей
Радость" сестрам Дивеевской Серафимовской обители.