Согласно Библии, Бог есть Дух. Его естество (природа, субстанция) духовно, то есть совершенно отлично от материи. Из того, что Бог нематериален, следует, что никакими средствами науки и техники невозмо
... Читать дальше »
Около двух месяцев тому назад мне попалась статья в журнале «Science»[1], в которой говорилось о все большем накоплении свидетельств в пользу того, что 3,75–4,28 млрд. лет тому назад на первичной Земле, вероятно, уже существовала разнообразная микробная экосистема. Впрочем, ту же информацию можно было прочитать и в научно-популярном журнале «Quanta»[2] еще за четыре год
... Читать дальше »
Молитва и медитация — некоторые считают, что большой разницы между ними нет. Тут, мол, речь только о разных традициях, а в остальном — дело вкуса и личного выбора. Так ли это на самом деле? И в чем все-таки между ними разница?
Молитва и медитация — это разные названия для одного и того же?
Нет, это совершенно разные духовные практики. Молитва — это обращение, в котором непременно предполагается тот, к кому человек обращается: Сам Бог, кто-
... Читать дальше »
«Нет никакого добренького Исусеньки». – «Тут вы совершенно правы, – сказал отец Герман. – Добренького Исусеньки не существует. Это плод вашего больного воображения». Елена Хаецкая. Поп и пришельцы
Человек волен избирать вечную смерть, кто выберет ее – ее и получит. К.Л. Льюис. Расторжение брака
Не раз слышал аргумент: атеист более честен в своем нравственном выборе, чем верующий, потому что действует не из страха наказания или в ожидании награды на небесах. Он стремится поступать порядочно, просто потому что так диктует его совесть.
В глаза сразу бросается какая-то странная линейность в представлениях об отношениях человека с Богом. Да, верующие действительно считают, что зло не проходит бесследно, но это не надуманная страшилка наивных людей, а как раз честная фиксация универсальных законов нашего мира: как по законам физики брошенное тело обязательно упадет на землю, так и совершенный грех обязательно принесет вред самому
... Читать дальше »
Библейское учение о всемирном потопе (Быт.гл. 6—7), которым, по Библии, оканчивается первобытная («допотопная») история человеческого рода, после которого начинается новый период, новая эра человечества, наиболее оспаривается рационалистической научной критикой. Оспаривается главным образом объем потопа, т. е. его всемирность. Кроме того, оспариваются и частности, например, существование Ноева ковчега, возможность помещения в нем всех животных и др. Однако все ученые-геологи признают несомненность какой-то огромной геологической катастрофы, связанной с наводнением или обледенением. Сомнения возникают лишь во всемирности этой катастрофы и в ее длительности. Геология противопоставляет потопу гипотезу так называемого «ледникового периода&raq
... Читать дальше »
Слово «откровение» означает сверхъестественное открытие Богом непознаваемых истин людям. Человек есть часть мира. Мир создан без участия человека. Человек ограничен временем своего рождения и смерти и пространством своего пребывания. Как часть не может познать целого, так и человек не может познать всего. Он не может сам, собственными силами ума постичь ни первопричины всего существующего, ни смысла своей и мировой жизни, ни цели вселенной. Эти вопросы, которые встают и требуют разрешения в сознании каждого человека, неразрешимы человеческим умом. Единственный возможный способ разрешения этих и многих других насущнейших духовных запросов заключается в откровении. Если Бог захочет открыть людям эти непознаваемые истины, тогда и только тогда
... Читать дальше »
Многие люди, верующие и неверующие, сомневаются в том, что бытие Бога можно доказать и что этот вопрос вообще подлежит обсуждению. Однако ни у кого нет оснований усомниться в том, что в любой книге по апологетике должно быть уделено внимание этим аргументам. Ведь очень многие верили и верят, что такие аргументы возможны и что некоторые из них действительно достигают своей цели.
Многие верили и верят в то, что действенный рациональный аргумент в пользу бытия Бога служит важным шагом к раскрытию ума для веры.
Публикуемый текст представляет собой главу из "Догматики" о. Иустина (Догматика Православной Церкви. Белград, 1980. -С. 35-44). Русский перевод первого тома этого замечательного богословского труда готовится к печати в издательстве монастыря преп. Иова Почаевского в Мюнхене.
Отношение догматов к человеческому разуму детерминировано их обоюдными природой и свойствами. Если догматы по природе своей суть божественные истины с божественными свойствами вечности, бесконечности, неизменяемости, то разум человеческий по природе своей - тварен, с человеческими свойствами относительности,
... Читать дальше »