4 декабря православная церковь отмечает праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы - один из двунадесятых православных праздников.
История праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы
Введение во храм Пресвятой Богородицы совершилось,
по сохраненным Преданием рассказам, следующим образом. Родители Девы
Марии, праведные Иоаким и Анна, молясь о разрешении неплодства, дали
обет, если родится дитя, посвятить его на служение Богу.
Согласно Преданию Церкви, имея три года от роду Дева Мария была
приведена родителями – праведными Иоакимом и Анной в Иерусалимский храм,
чтобы быть посвященной на служение Богу. Когда младенец Мария в
сопровождении родственников была приведена ко храму, встретивший ее
первосвященник по внушению Святого Духа и к изумлению всех
присутствовавших, ввел ее во Святая святых – главное место храма, в
которое не то что младенец женского пола, но и сам первосвященник мог
войти только один раз в год.
Праведные Иоаким и Анна, вручив Дитя воле Отца Небесного,
возвратились домой. Преблагословенная Мария осталась в помещении для
девственниц, находившемся при храме. Вокруг храма, по свидетельству
Священного Писания (Исх. 38; 1 Цар. 1, 28; Лк. 2, 37) и историка Иосифа
Флавия, имелось много жилых помещений, в которых пребывали посвященные
на служение Богу.
Глубокой тайной покрыта земная жизнь Пресвятой Богородицы от
младенчества до вознесения на небо. Сокровенна была и ее жизнь в
Иерусалимском храме.
Но в Церковном предании сохранились сведения, что во время пребывания
Пречистой Девы в Иерусалимском храме она воспитывалась в обществе
благочестивых дев, прилежно читала Священное Писание, занималась
рукоделием, постоянно молилась и возрастала в любви к Богу. В
воспоминание Введения Пресвятой Богородицы в Иерусалимский храм Святая
Церковь с древних времен установила торжественное празднество. Указания
на совершение праздника в первые века христианства находятся в преданиях
палестинских христиан, где говорится о том, что святая царица Елена
построила храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы.
В апостольском послании, которое читается на богослужении праздника Введения Пресвятой Богородицы,
рассказывается об устройстве ветхозаветной богослужебной скинии, по
образцу которой и был в последствии создан Иерусалимский храм. Храм –
это как бы небольшая модель мира и одновременно человека, микрокосм. В
данном случае, используя в день Введения Девы Марии во храм апостольское
чтение о устройстве скинии, Церковь указывает на храм как прообраз
Богоматери. Скиния состояла из внешнего помещения, которое называлось
«святое», а внутри него находилось другое, меньшее помещение, которое
называлось «Святая святых». Во внешнее помещение регулярно входили
священники для совершения богослужений, а во Святая святых только один
раз в год входил первосвященник с жертвенной кровью для очищения грехов
народа. Также во Святая святых происходили богоявления. Поскольку Деве
Марии предстояло Самой стать вместилищем Бога, Первосвященник и ввел Ее
во Святая святых. Апостол Павел в своем послании перечисляет священные
предметы, которые находились во Святая святых. В свою очередь Церковь в
богослужении образ каждого из этих предметов употребляет в отношении
Богоматери. Это золотая кадильница, в которой огонь и фимиам – образ
Божества. Это Ковчег Завета, в котором находилась манна небесная,
символизирующая Христа , процветший жезл Ааронов, символизирующий
рождение от Девы не знавшей мужа и скрижали Завета – образ воплощенного
Слова. ПРОПОВЕДИ Митрополит Антоний Сурожский Архимандрит Иоанн Крестьянкин
|