После
Вознесения Господа Матерь Божия оставалась на попечении апостола Иоанна
Богослова, а в его отсутствие жила в доме его родителей близ горы
Елеонской. Для апостолов и всех верующих Она была утешением и
назиданием. Беседуя с ними, Матерь Божия поведала о чудесных событиях
Благовещения, бессеменного зачатия и нетленного от Нее рождения Христа,
Его младенчества и всей земной жизни. Подобно апостолам, Она насаждала и
утверждала Христианскую Церковь Своим присутствием, словом и молитвами.
Благоговение апостолов к Пресвятой Деве было чрезвычайно. По приятии
Святого Духа в знаменательный день Пятидесятницы они пребывали в
Иерусалиме около 10 лет, служа спасению иудеев и желая чаще видеть и
слышать от Нее Божественные слова. Многие из новопросвещенных верою даже
приходили из дальних стран в Иерусалим, чтобы видеть и слышать
Пречистую Богородицу.
Во время гонения, воздвигнутого Иродом на юную
Церковь Христову (Деян. 12, 1—3), Пресвятая Дева Мария вместе с
апостолом Иоанном Богословом в 43 году удалилась в Ефес, в котором
проповедовать Евангелие выпал жребий апостолу Иоанну Богослову. Она была
также на Кипре у святого Лазаря Четверодневного, там
епископствовавшего, и на Святой Горе Афонской, о которой, как говорит
святой Стефан Святогорец, Матерь Божия пророчески сказала: «Это место
будет Мне в жребий, данный Мне от Сына и Бога Моего. Я буду Заступница
месту этому и Богу о нем Ходатаица».
Благоговение древних христиан к Матери Божией было
так велико., что они сохранили все о Ее жизни, что только могли заметить
из Ее слов и деяний, и даже передали нам о Ее внешнем виде.
По преданию, основанному на словах священномучеников
Дионисия Ареопагита (f 3 октября 96 г.) и Игнатия Богоносца (+ 20
декабря 107 г.), святитель Амвросий Медиоланский в творении «О
девственницах» писал о Матери Божией: «Она была Девою не телом только,
но и душою, смиренна сердцем, осмотрительна в словах, благоразумна,
немногоречива, любительница чтения, трудолюбива, целомудренна в речи.
Правилом Ее было— никого не оскорблять, всем благожелать, почитать
старших, не завидовать равным, избегать хвастовства, быть
здравомысленной, любить добродетель. Когда Она хоть бы выражением лица
обидела родителей, когда была в несогласии с родными? Когда погордилась
пред человеком скромным, посмеялась над слабым, уклонилась от неимущего?
У Нее не было ничего сурового в очах,, ничего неосмотрительного в
словах, ничего неприличного в действиях: телодвижения скромные, поступь
тихая, голос ровный; так что телесный вид Ее был выражением души,
олицетворением чистоты. Все дни Свои Она обратила в пост: сну
предавалась только по требованию нужды, но и тогда, как тело Ее
покоилось, духом Она бодрствовала, повторяя во сне читанное, или
размышляя о приведении в исполнение предположенных намерений, или
предначертывая новые. Из дома выходила только в церковь, и то в
сопутствии родных. Впрочем, Она хотя и являлась вне дома Своего в
сопровождении других, но лучшим стражем для Себя была Она Сама; другие
охраняли только тело Ее, а нравы Свои Она блюла Сама». По преданию,
сохраненному церковным историком Никифором Каллистом (XIV в.), Матерь
Божия «была роста среднего или, как иные говорят, несколько более
среднего; волосы златовидные; глаза быстрые, с зрачками как бы цвета
маслины; брови дугообразные и умеренно-черные, нос продолговатый,, уста
цветущие, исполненные сладких речей; лицо не круглое и не острое, но
несколько продолговатое; кисти рук и пальцы длинные... Она в беседе с
другими сохраняла благоприличие, не смеялась, не возмущалась, особенно
же не гневалась; совершенно безыскусственная, простая, Она нимало о Себе
не думала и, далекая от изнеженности, отличалась полным смиренпгм.
Относительно одежд, которые носила, Она довольствовалась их естественным
цветом, что еще и теперь доказывает Ее священный головной покров.
Коротко сказать, во всех Ее действиях обнаруживалась особая благодать».
(Никифор Каллист заимствовал свое описание у святителя Епифания
Кипрского, + 12 мая 403 г.; Письмо к Феофилу об иконах. Перевод текста
святителя Епифания помещен п Великих Четиих-Минеях митрополита Макария.
М., 1868, сентябрь, с. 363).
Обстоятельства Успения Божией Матери известны в
Православной Церкви от времен апостольских. В I веке о Успении Ее писал
священномученик Дионисий Ареопагит. Во II веке сказание о телесном
переселении Пресвятой Девы Марии на Небо находится в сочинениях
Мелитона, епископа Сардийского. В IV веке на предание об Успении Матери
Божией указывает святитель Епи-фаний Кипрский. В V веке святитель
Ювеналий, Патриарх Иерусалимский, говорил святой благоверной греческой
царице Пульхе-рии: «Хотя в Священном Писании нет повествования об
обстоятельствах кончины Ее, впрочем мы знаем об них из древнейшего и
вернейшего предания». Это предание с подробностью собрано и изложено в
церковной истории Никифора Каллиста в XIV веке.
Ко времени Своего блаженного Успения Пресвятая Дева
Мария опять прибыла в Иерусалим. Слава Ее как Матери Божией уже
распространилась по земле и многих завистливых и гордых вооружила
против, которые покушались на Ее жизнь; но Бог хранил Ее от врагов.
Дни и ночи Она проводила в молитве. Нередко Пресвятая
Богородица приходила ко Святому Гробу Господню,, воскуряла здесь фимиам
и преклоняла колена. Не раз покушались враги Спасителя препятствовать
посещать Ей святое место и выпросили у первосвященников стражу для
охраны Гроба Спасителя. Но Святая Дева, никем не зримая, продолжала
молиться пред ним. В одно из таких посещений Голгофы пред Нею предстал
Архангел Гавриил и возвестил о Ее скором переселении из этой жизни в
жизнь Небесную, вечно блаженную. В залог Архангел вручил Ей пальмовую
ветвь. С Небесной вестью возвратилась Божия Матерь в Вифлеем с тремя Ей
прислуживавшими девами (Сепфорой, Евигеей и Зоилой). Затем Она вызвала
праведного Иосифа из Аримафеи и учеников Господа, которым возвестила о
Своем скором Успении. Пресвятая Дева молилась также, чтобы Господь
послал к Ней апостола Иоанна. И Дух Святой восхитил его из Ефеса,
поставив рядом с тем местом, где возлежала Матерь Божия. После молитвы
Пресвятая Дева воскурила фимиам, и Иоанн услышал голос с Небес,
заключавший Ее молитву словом «Аминь». Божия Матерь заметила, что этот
голос означает скорое прибытие апостолов и Святых Сил Бесплотных.
Апостолы, число которых и исчислить нельзя, слетелись, говорит святой
Иоанн Дамаскин, подобно облакам и орлам, чтобы послужить Матери Божией.
Увидев друг друга, апостолы радовались, но в недоумении взаимно
спрашивали: для чего Господь собрал их в одно место? Святой Иоанн
Богослов, с радостными слезами приветствуя их, сказал, что для Божией
Матери настало время отойти ко Господу. Войдя к Матери Божией, они
увидели Ее благолепно седящей на ложе, исполненную духовного веселия.
Апостолы приветствовали Ее, а затем поведали о их чудесном восхищении с
места проповеди. Пресвятая Дева, прославляла Бога, что Он услышал Ее
молитву и исполнил желание Ее сердца, и начала беседу о предстоящей Ее
кончине. Во время этой беседы также чудесным образом предстал и апостол
Павел с учениками своими: Дионисием Ареопагитом, дивным Иерофеем,
Божественным Тимофеем и другими из числа 70 апостолов. Всех их собрал
Святой Дух, чтобы они сподобились благословения Пречистой Девы Марии и
благолепнее устроили погребение Матери Господней. Каждого из них Она
призывала к Себе по имени, благословляла и хвалила веру и их труды в
проповедании Христова Евангелия, каждому желала вечного блаженства и
молилась с ними о мире и благостоянии всего мира.
Настал третий час, когда должно было совершиться
Успение Божией Матери. Пылало множество свечей. Святые апостолы с
песнопениями окружали благолепно украшенный одр, на котором возлежала
Пречистая Дева Богородица. Она молилась в ожидании Своего исхода и
пришествия Своего вожделенного Сына и Господа. Внезапно облистал
неизреченный Свет Божественной Славы, пред Которым померкли пылавшие
свечи. Видевшие ужаснулись. Верх помещения как бы исчез в лучах
необъятного Света, и сошел Сам Царь Славы, Христос, окруженный
множеством Ангелов, Архангелов и других Небесных Сил с праведными душами
праотцев и пророков, некогда предвозвещавших о Пресвятой Деве. Увидев
Своего Сына, Божия Матерь воскликнула: «Величит душа Моя Господа, и
возрадовася дух Мой о Бозе, Спасе Моем, яко призре на смирение рабы
Своея» — и, поднявшись с ложа для встречи Господа, поклонилась Ему.
Господь приглашал Ее в обители Вечной Жизни. Без всякого телесного
страдания, как бы в приятном сне, Пресвятая Дева предала душу в руки
Своего Сына и Бога.
Тогда началось радостное Ангельское пение.
Сопровождая чистую душу Богоневесты с благоговейным страхом как Царицы
Небесной,, Ангелы взывали: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою,
благословенна Ты в женах! Се Царица, Богоотроковица, прииде, возьмите
врата, и Сию премирно подъимите Присносущую Матерь Света; Тоя бо ради
всеродное человеком спасение бысть. На Нюже взирати не можем и Той
достойную честь воздати немощно» (стихира праздника на «Господи,
воззвах»). Небесные врата возвысились, встретив душу Пресвятой
Богородицы, Херувимы и Серафимы с радостью прославили Ее. Благодатное
лицо Богоматери сияло славой Божественного девства, а от тела
разливалось благоухание.
Дивна была жизнь Пречистой Девы, дивно и Успение Ее,
как воспевает Святая Церковь: «Бог вселенной показует на Тебе, Царица,
чудеса, превышающие законы природы. И во время Рождения Он сохранил Твое
девство, и во гробе соблюл от истления тело Твое» (канон 1, песнь 6,
тропарь 1). Благоговейно и со страхом лобызая пречистое тело, апостолы
освящались от него и исполнялись благодати и духовной радости. Для
большего прославления Пресвятой Богородицы всемогущая сила Божия
исцеляла больных, с верою и любовию прикасавшихся к священному одру.
Оплакав свою разлуку с Матерью Божией на земле, апостолы приступили к
погребению Ее пречистого тела. Святые апостолы Петр, Павел,, Иаков с
другими из числа 12 апостолов понесли на своих плечах одр, на котором
возлежало тело Приснодевы. Святой Иоанн Богослов шел впереди с райской
светозарной ветвью, а прочие святые и множество верных сопровождали одр
со свечами и кадилами, воспевая священные песни. Это торжественное
шествие началось от Сиона через весь Иерусалим в Гефсиманию.
При первом его движении над пречистым телом
Богоматери и всеми провожавшими Ее внезапно появился обширный и
светозарный облачный круг, наподобие венца, и к лику апостолов
присоединился лик Ангельский. Слышалось пение Небесных Сил,
прославлявших Божию Матерь, которое вторило земным голосам. Этот круг с
Небесными певцами и сиянием двигался по воздуху и сопровождал шествие до
самого места погребения. Неверующие жители Иерусалима, пораженные
необычайным величием погребального шествия и озлобленные почестями,
воздаваемыми Матери Иисуса, донесли о том первосвященникам и книжникам.
Пылая завистью и мщением ко всему, что напоминало им Христа, они послали
своих слуг, чтобы те разогнали сопровождавших, и самое тело Матери
Божией сожгли. Возбужденный народ и воины с яростью устремились на
христиан, но облачный венец, сопровождавший по воздуху шествие,
опустился к земле и как бы стеною оградил его. Преследователи слышали
шаги и пение, но никого из провожавших не видали. Многие из них были
поражены слепотой. Иудейский священник Аффония из зависти и ненависти к
Матери Иисуса Назорея хотел опрокинуть одр„ на котором возлежало тело
Пресвятой Девы, но Ангел Божий невидимо отсек его руки, которые
прикоснулись к гробу. Видя такое чудо, Аффония раскаялся и с верою
исповедал величие Матери Божией. Он получил исцеление и примкнул к сонму
сопровождавших тело Богоматери, став ревностным последователем Христа.
Когда шествие достигло Гефсимании, там с плачем и рыданием началось
последнее целование пречистого тела. Лишь к вечеру святые апостолы могли
положить его во гроб и закрыть вход в пещеру большим камнем. Три дня
они не отходили от места погребения, совершая непрестанные молитвы и
псалмопения. По премудрому смотрению Божию апостолу Фоме не суждено было
присутствовать при погребении Матери Господней. Придя в третий день в
Гефсиманию, он с горькими слезами повергся пред гробовой пещерой и
громко выражал сожаление о том, что не удостоился последнего
благословения Матери Божией и прощания с Ней. Апостолы в сердечной
жалости о нем решились открыть пещеру и доставить ему
утешение—поклониться святым останкам Приснодевы. Но, открыв гроб, они
нашли в нем одни только Ее погребальные пелены и убедились таким образом
в дивном вознесении Пресвятой Девы с телом на Небо.
Вечером в тот же день, когда апостолы собрались в
доме для подкрепления себя пищей, им явилась Сама Матерь Божия и
сказала: «Радуйтесь! Я с вами—во все дни». Это так обрадовало апостолов и
всех бывших с ними, что они подняли часть хлеба, поставляемую на
трапезу в память Спасителя («часть Господа») и воскликнули: «Пресвятая
Богородица, помогай нам». (Этим было положено начало чину возношения
панагии—обычаю возношения части хлеба в честь Матери Божией, который и
доныне хранится в монастырях.)
Пояс Богоматери, Ее святые одежды, хранимые с
благоговением и разделяемые по лицу земли на части,, творили и творят
чудеса. Ее многочисленные иконы всюду изливают токи исцелений и
знамений, а святое тело Ее, взятое на Небо, свидетельствует о нашем
будущем пребывании с ним. Оно не оставлено случайным переменам
преходящего мира, но несравненно более возвышено преславным вознесением
на Небеса. Проповеди: Святитель Григорий Палама Святитель Григорий Двоеслов СвятительДимитрий Ростовский Святитель Филарет Московский
|