В праздник Сретения Господня Церковь воспоминает важное событие в земной жизни Господа нашего Иисуса Христа (Лк. 2, 22 - 40).
В 40-й день по рождении Богомладенец был принесен в Иерусалимский храм -
центр религиозной жизни богоизбранного народа. По закону Моисееву (Лев. 12)
женщине, родившей младенца мужского пола, в продолжение 40 дней было
запрещено входить в храм Божий. После этого срока мать приходила в храм с
младенцем, чтобы принести Господу благодарственную и очистительную
жертву. Пресвятая Дева, Матерь Божия, не имела нужды в очищении, ибо
неискусомужно родила Источник чистоты и святости, но по глубокому
смирению Она подчинилась предписанию закона.
В то время жил в Иерусалиме праведный старец Симеон. Ему было
откровение, что он не умрет, пока не увидит Христа Спасителя. По
внушению свыше, благочестивый старец пришел в храм в то время, когда
Пресвятая Богородица и праведный Иосиф принесли туда Младенца Иисуса,
чтобы исполнить законный обряд. Богоприимец Симеон взял Богомладенца на
руки, и благословив Бога, изрек пророчество о Спасителе мира: "Ныне
отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему с миром, ибо видели очи
мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к
просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля" (Лк. 2, 29 - 32).
Пресвятой Деве праведный Симеон сказал: "Се лежит Сей на падение и на
восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие
пройдет душу, да откроются помышления многих сердец" (Лк. 2, 35).
В храме была также 84-летняя вдовица Анна пророчица, дочь Фануилова ,
"которая не отходила от храма, постом и молитвой служа Богу день и ночь.
И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем
(Богомладенце) всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме" (Лк. 2, 37 - 38). До Рождества Христова все праведные мужи и жены жили верой в Грядущего
Мессию Спасителя мира и ожидали Его пришествия. Последние праведники
уходящего Ветхого Завета - праведный Симеон и Анна пророчица
удостоились встретить в храме Носителя Нового Завета, в Лице Которого
уже встретились Божество и человечество. Праздник Сретения Господня относится к древнейшим праздникам
христианской Церкви. Известно, что в день этого торжества произносили
проповеди святители Мефодий Патарский (+ 312), Кирилл Иерусалимский (+
360), Григорий Богослов (+ 389), Амфилохий Иконийский (+ 394), Григорий
Нисский (+ 400), Иоанн Златоуст (+ 407). Но, несмотря на раннее
происхождение, этот праздник до VI века совершался не так торжественно. В
528 году, при императоре Юстиниане (527 - 565), Антиохию постигло
бедствие - землетрясение, от которого погибло много народа. За этим
несчастьем последовало другое. В 544 году появилась моровая язва,
уносившая ежедневно по несколько тысяч человек. В эти дни всенародного
бедствия одному из благочестивых христиан было открыто, чтобы
празднование Сретения Господня совершать торжественнее.
Когда в день Сретения Господня было совершено всенощное бдение и
крестный ход, бедствия в Византии прекратились. В благодарность Богу,
Церковь в 544 году установила праздновать Сретение Господне
торжественнее. Многими песнопениями украсили праздник церковные песнотворцы: в VII веке
- святитель Андрей, архиепископ Критский, и в VIII веке - святитель
Косма, епископ Маиумский, преподобный Иоанн Дамаскин, святитель Герман,
Патриарх Константинопольский, в IX веке - святитель Иосиф Студит,
архиепископ Солунский.
С событием Сретения Господня связана икона Пресвятой Богородицы,
именуемая "Умягчение злых сердец", или "Симеоново проречение", которую
необходимо отличать от иконы "Семистрельная".
Икона "Симеоново проречение" символизирует исполнение пророчества праведного старца Симеона: "Тебе Самой оружие пройдет душу" (Лк. 2, 35). Проповеди: Митрополит Антоний Сурожский архимандрит Кирилл (Павлов)
|