Святитель Иоанн Златоуст (ок. 347–14.9.407), архиепископ Константинопольский, один из трех великих Вселенских святителей,
особо почитаемых Церковью. Родился в Антиохии в семье военачальника.
Его отец умер вскоре после рождения сына. Мать святого Иоанна, оставшись
в двадцать лет вдовой, не стала более выходить замуж и отдала все силы
воспитанию сына в правилах христианского благочестия. Юноша учился у
лучших философов и риторов. Но, пренебрегая суетными знаниями язычников,
будущий святитель рано обратился к углубленному изучению Священного
Писания и молитвенному созерцанию. Епископ Антиохийский Мелетий,
полюбивший Иоанна как сына, наставил его в вере и в 367 г. крестил.
Через три года святой Иоанн был поставлен во чтеца. После того, как
святитель Мелетий был отправлен в ссылку императором Валентом в 372 г.,
Иоанн учился у опытных наставников подвижнической жизни, пресвитеров
Флавиана и Диодора Тарсийского. Когда скончалась мать Иоанна, он
принял иночество, которое называл "истинной философией". Вскоре Иоанна
сочли достойным кандидатом для епископства, однако он решил удалиться в
пустыню, избегая назначения. В это время св. Иоанн написал "Шесть слов о
священстве", великое творение православного пастырского Богословия.
Четыре года провел он в трудах пустыннического жительства, в это время
им были написаны три книги "Против вооружающихся на ищущих монашества" и
сочинение "Сравнение инока с царем" ("Сравнение власти, богатства и
преимуществ царских с истинным и христианским любомудрием монашеской
жизни"), проникнутые высоким представлением о достоинстве иноческого
звания. Два года святой соблюдал полное безмолвие, находясь в уединенной
пещере. Для восстановления здоровья Иоанн должен был возвратиться в
Антиохию. В 381 г. святой епископ Мелетий Антиохийский посвятил
его во диакона. Последующие годы были посвящены работе над новыми
богословскими творениями: "О Провидении" ("К Стагирию подвижнику"),
"Книга о девстве", "К молодой вдове" (два слова), "Книга о святом Вавиле
и против Юлиана и язычников". В 386 г. Иоанн был рукоположен
епископом Антиохийским Флавианом во пресвитера. На него возложили
обязанность проповедовать Слово Божие. Святой Иоанн оказался
великолепным проповедником, и за редкий дар Богодохновенного слова
получил от паствы наименование "Златоуст". Двенадцать лет святой, при
стечении толп народа, проповедовал он в храме, глубоко потрясая сердца
слушателей. В пастырской ревности о наилучшем усвоении христианами
Священного Писания святой Иоанн обращается к священной герменевтике –
науке о толковании Слова Божия. Среди его творений – толкования на целые
книги Священного Писания (Бытия, Псалтирь, Евангелия от Матфея и Иоанна, Послания апостола Павла)
и множество бесед на отдельные тексты Библии, а также поучения на
праздники, в похвалу святых и слова апологетические (против аномеев,
иудействующих и язычников). В 397 г. он был вызван из Антиохии для
поставления на Константинопольскую кафедру. Множество дел ожидало
решения святителя, он начал с главного – с духовного совершенствования
священства. И здесь лучшим примером был он сам. Средства, которые
предназначались для архиепископа, святой обратил на содержание
нескольких больниц и двух гостиниц для паломников. Архипастырь
довольствовался скудной пищей, отказывался от приглашений на обеды.
Ревность святителя к утверждению христианской веры распространялась не
только на жителей Константинополя,
но и на Фракию, включая славян и готов, Малую Азию и Понтийскую
область. Им был поставлен епископ для Церкви Боспора, находившейся в
Крыму. В Финикию, Персию, к скифам для обращения ко Христу язычников
святой Иоанн направлял ревностных миссионеров, писал послания в Сирию,
чтобы вернуть Церкви маркионитов, и добился этого. Много трудов
положил святитель на устроение благолепного богослужения: составил чин
Литургии, ввел антифонное пение за всенощным бдением, написал несколько
молитв чина елеосвящения. Распущенность столичных нравов нашла в
лице святителя нелицеприятного обличителя. Когда императрица Евдоксия
распорядилась о конфискации последней собственности у вдовы и детей
опального вельможи, святой встал на их защиту. Гордая императрица не
уступила и затаила гнев на архипастыря. Ненависть Евдоксии к святителю
разгорелась с новой силой, когда недоброжелатели сказали ей, будто
святитель в своем поучении о суетных женщинах имел в виду ее. В
403 г. суд, составленный из иерархов, справедливо обличаемых ранее
Златоустом: Феофила Александрийского, Севериана, Гевальского епископа,
незадолго перед тем изгнанного из столицы за безпорядки, и других –
постановил низложить святого Иоанна и за оскорбление императрицы предать
казни. Император все же заменил казнь изгнанием. У храма толпился
возбужденный народ, решивший защищать своего пастыря. Святитель, чтобы
избежать волнений, сам отдал себя в руки властей. Той же ночью в
Константинополе произошло землетрясение. Дворец содрогнулся. Испуганная
Евдоксия просила императора срочно вернуть святого и немедля послала
письмо изгнанному пастырю, умоляя его вернуться. И вновь в столичном
храме святитель в краткой речи благословляет Господа "за все пути Его".
Клеветники бежали в Александрию. Но уже через два месяца новый
донос пробуждает гнев Евдоксии. В марте 404 г. состоялся неправедный
Собор, постановивший изгнать святого Иоанна. По удалении его из столицы,
пожар обратил в пепел храм Святой Софии и здание сената. Вскоре
последовали опустошительные набеги варваров, а в октябре 404 г. Евдоксия
умерла. Даже язычники видели в этих событиях небесное наказание за
неправедное осуждение угодника Божия. Находясь в изгнании в
Армении, святитель еще более старался укрепить своих духовных чад. В многочисленных письмах (их сохранилось 245) епископам Азии, Африки,
Европы и особенно своим друзьям в Константинополе святой Иоанн утешал
страдающих, наставлял и поддерживал своих приверженцев. Зимой 406 г.
святитель Иоанн был болезнью прикован к постели. Но враги его не
унимались. Из столицы пришел приказ перевести святого Иоанна в глухой
Питиус (в Абхазии). Истощенный болезнями святитель в сопровождении
конвоя три месяца совершал свой последний переход. В Команах силы
оставили его. У склепа святого мученика Василиска (память 22 мая),
утешенный явлением мученика ("Не унывай, брат Иоанн! Завтра мы будем
вместе"), причастившись Святых Таин, вселенский святитель со словами
"Слава Богу за всё!" отошел к Господу 14 сентября 407 г. (Православная
церковь также совершает его память в Соборе трёх святителей 30 января и 13 ноября.). Святые
мощи Иоанна Златоуста торжественно были перенесены в Константинополь в
438 г.; при открытии гроба они оказались нетленными. В 1204 г.
крестоносцы, разграбившие Константинополь, увезли мощи свт. Иоанна в
Рим, где они находились в ватиканском соборе св. Петра.
В 2004 г. папа Римский Иоанн Павел II "в знак доброй воли" в рамках
экуменического сближения передал мощи cвятых Иоанна Златоуста и Григория Богослова "Вселенскому" Константинопольскому патриарху Варфоломею; мощи размещены в патриаршей церкви св. Георгия на Фанаре в Стамбуле |