Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из
Тебе бо воссия Солнце правды, Христос Бог наш, и, разрушив клятву, даде
благословение, и, упразднив смерть, дарова нам живот вечный. Этот тропарь проще можно сказать так: Пресвятая Богородица! Ты родилась,
и все люди обрадовались, потому что от Тебя родился Христос, наш Бог,
наш свет. Он снял с людей проклятье и дал благословение; Он уничтожил
смертное мучение в аду и ,дал нам вечную жизнь на небесах. Пресвятая Дева Мария родилась в то время, когда
люди дошли до таких пределов нравственного упадка, при которых их
восстание казалось уже невозможным. Лучшие умы той эпохи сознавали и
часто открыто говорили, что Бог должен сойти в мир, чтобы исправить веру
и не допустить погибели рода человеческого. Сын Божий восхотел для
спасения людей принять человеческое естество, и Пречистую Деву Марию,
единственную достойную вместить в Себя и воплотить Источник чистоты и
святости, Он избирает Себе Матерью.
Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и
Приснодевы Марии празднуется Церковью, как день всемирной радости. В
этот светлый день, на рубеже Ветхого и Нового заветов, родилась
Преблагословенная Дева Мария, предуставленная от века Божественным
Промыслом послужить тайне воплощения Бога Слова - явиться Матерью
Спасителя мира, Господа нашего Иисуса Христа. Пресвятая Дева Мария
родилась в небольшом Галилейском городе Назарете. Родителями Ее были
праведные Иоаким из рода пророка и царя Давида и Анна из рода
первосвященника Аарона. Супруги были бездетны, так как святая Анна была
неплодна. Достигнув преклонных лет, Иоаким и Анна не теряли надежды на
милость Божию, твердо веря, что Богу все возможно, и Он может разрешить
неплодство Анны даже в ее старости, как некогда разрешил неплодство
Сарры, супруги патриарха Авраама. Святые Иоаким и Анна дали обет
посвятить Богу для служения в храме дитя, которое им пошлет Господь.
Бесчадие считалось в еврейском народе наказанием Божиим за грехи,
поэтому святые и праведные Иоаким и Анна терпели несправедливые
поношения от своих соотечественников. В один из праздников старец Иоаким
принес в Иерусалимский храм свою жертву в дар Богу, но первосвященник
не принял ее, назвав Иоакима недостойным, ввиду его бесчадия. Святой
Иоаким в глубоком горе ушел в пустыню и там со слезами молился Господу о
даровании дитяти. Святая Анна, узнав, что произошло в Иерусалимском
храме, горько плакала, однако не роптала на Господа, а молилась,
призывая на свою семью милосердие Божие. Господь исполнил их прошение,
когда святые супруги достигли преклонного возраста и приготовили себя
добродетельной жизнью к высокому званию - быть родителями Пресвятой Девы
Марии, будущей Матери Господа Иисуса Христа. Архангел Гавриил принес
Иоакиму и Анне радостную весть: молитвы их услышаны Богом, и у них
родится Преблагословенная Дочь Мария, через Которую будет даровано
спасение всему миру. Пресвятая Дева Мария Своей чистотой и добродетелью
превзошла не только всех людей, но и Ангелов, явилась живым храмом
Божиим, и, как воспевает Церковь в праздничных песнопениях, "Небесной
Дверью, вводящей Христа во Вселенную во спасение душ наших" (2-я стихира
на "Господи, воззвах", глас 6).
Рождество Божией Матери ознаменовало наступление
времени, когда начали исполняться великие и утешительные обетования
Божий о спасении рода человеческого от рабства диавола. Это событие
приблизило на земле благодатное Царство Божие, царство истины,
благочестия, добродетели и бессмертной жизни. Матерь Перворожденного
всея твари является и всем нам по благодати Матерью и милосердной
Заступницей, к Которой мы постоянно прибегаем с сыновним дерзновением.
Иоаким и Анна поношения бесчадства, и Адам и Ева
от тли смертный свободистася. Пречистая, во святем рождестве Твоем. То
празднуют и людие Твои, вины прегрешений избавльшеся, внегда звати Ти:
неплоды рождает Богородицу и питательницу жизни нашея. (Кондак, глас 4-й).
|