На заре истории Человечества, за
несколько тысячелетий до события Рождества
Христова, Всемилосердный Бог, закрывая пред
первыми людьми райские двери, по Своему великому
милосердию утешил их обещанием Спасителя,
который избавит род человеческий от смерти,
вошедшей в мир грехопадением, и примирит
людей с Творцом их. Это обетование Господь
неоднократно повторял впоследствии потомкам
Адама и Евы, чтобы приготовить людей к пришествию
в мир Христа Спасителя. И чем ближе было это
время, тем пророчества становились яснее. «Когда
же исполнятся дни твои, и ты почиешь с отцами
твоими, то Я восставлю после тебя семя твое,
которое произойдет из чресл твоих, и упрочу
царство его. Он построит дом имени Моему, и Я
утвержу престол царства его на веки», -
сказал Господь царю и пророку Давиду (2Цар. 7, 12-13),
тем самым, показывая людям, что Спаситель
произойдет из дома Давидова.
Время шло, все обетования и пророчества,
относившиеся к воплощению Сына Божия,
исполнялись. Седмины Данииловы оканчивались
(Дан. 9, 25). Наступило четвертое, по пророчеству
Даниилову, железное царство – Римское
владычество (Дан. 2, 40). Скипетр князя и вождя из
колена Иудина, согласно предсказанию патриарха
Иакова: «
Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от
чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему
покорность народов» (Быт. 49, 10), - был отнят навсегда. Взирая
на это, вся вселенная ожидала небесного
Искупителя. Во все времена ожидание это было
довольно напряженным. Чем более возрастал на
земле грех, чем больше видели люди на земле зла,
насилия и неправды, тем более усиливалось
напряженное ожидание Мессии. От Него ждали
избавления и заступничества не только иудеи, но и
язычники. Перед
рождением Мессии Римский император Август, в
чьей власти находилась тогда покоренная Иудея,
дал повеление произвести на территории своей
обширной империи всенародную перепись, согласно
которому, все подданные должны были записаться
каждый в своем родовом городе. Дева Мария и Иосиф
жили в Назарете, городе Галилейском, но так как
оба они происходили из рода и дома Давидова,
городом которого был Вифлеем, находящийся в
земле Иудовой, то и
отправились они на свою родину. Путешествие это
было нелегким, так как Пресвятая Дева носила во
чреве Своем Сына Божия. Достигнув Вифлеема, они,
по причине большого стечения народа, не смогли
найти себе достойного прибежища, поэтому и
остановились для ночлега в вертепе, убогой
пещере, которая служила в непогоду укрытием для
скота. Здесь-то и исполнились предсказания пророков о рождении
Спасителя: «се, Дева во чреве приимет и
родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7,
14); «И
ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами
Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который
должен быть Владыкою в Израиле и Которого
происхождение из начала, от дней вечных»
(Мих. 5, 2).
Безлетный младенец, повитый пеленами, положен
был в ясли, т. е. в кормушку для скота, прикрытые
душистым сеном, но Божественная слава
Богомладенца не утаилась ни
в ночном мраке, ни в вертепе и яслях, в этих первых
образах Его смирения и уничижения. О рождении
Спасителя было возвещено и простым и мудрым, -
Вифлеемским пастухам и восточным мудрецам. На
поле, близ вертепа, в котором родился Спаситель,
пасли свои стада Вифлеемские пастухи. Им явился
Ангел, возвестивший им: «не бойтесь; я возвещаю
вам великую радость, которая будет всем людям:
ибо ныне родился вам в городе Давидовом
Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот
вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего
в яслях» (Лк. 2, 10-12). Благовестие это
сопровождалось явлением многочисленного
воинства ангелов небесных, хвалящих Бога и
воспевающих: «Слава в вышних Богу, и на
земле мир, в человеках благоволение!» (Лк. 2,
14). Обрадованные этой вестью, пастыри поспешили к заветному вертепу, где и нашли
лежащего в яслях Младенца-Господа и,
склонившихся над Ним, Приснодеву Марию и
праведного Иосифа. Воздав Спасителю должное
поклонение, они возвестили Марии и Иосифу все,
что видели и слышали.
В то время, как в Вифлееме простые пастыри
услышали ангельское благовестие и поля
иудейские огласились небесным пением, в далеких
восточных пределах воссияла чудесная звезда,
которая привела на поклонение новорожденному
Царю Иудейскому премудрых волхвов. Проделав многодневное и
небезопасное путешествие, мудрецы эти поднесли
Богомладенцу свои дары – золото, ладан и смирну.
Что могли означать эти странные дары,
поднесенные восточными волхвами? В них
символически выразились три ипостаси,
соединенные во Христе. Царское достоинство,
выраженное поднесением злата, Божественное –
дарованием ладана и человеческой смертности,
выраженной в, используемой, как необходимое в
обрядах погребения благовоние, смирне. Это
поклонение волхвов является также исполнением
пророчества, которое изрекли пророки Давид и
Исаия: «цари
Фарсиса и островов поднесут ему дань; цари Аравии и
Савы принесут дары» (Пс. 71, 10); «все
они из Савы придут, принесут золото и ладан и
возвестят славу Господа» (Ис. 60, 6). Но не
только пастухи и волхвы узнали и исповедали
Христа Спасителя, - всякое творение, по учению
Церкви, принесло родившемуся Господу свои дары:
Ангелы – пение, небеса – звезду, пастыри – чудо,
волхвы – дары, земля – вертеп, пустыня – ясли,
люди – Матерь Деву, язычество – начаток
христианства в своих волхвах.
Святая Церковь издревле причислила день
Рождества Христова к великим двунадесятым
праздникам. Святитель Иоанн Златоуст называет
этот великий день источником всех остальных
праздников христианских, праздником честнейшим
и важнейшим. «Кто назовет его матерью праздников,
тот не погрешит. Что же это за праздник? Это
Рождество Христово по плоти: в этом празднике
имеют начало и основание свое и Богоявление и
священная Пасха, Вознесение Господне и
Пятидесятница. Если бы Христос не родился по
плоти, то и не крестился бы, а это праздник
Богоявления; и не пострадал бы, а это Пасха; и не
послал бы Св. Духа, а это Пятидесятница. Итак, от
праздника Рождества Христова начались наши
праздники, как от источника различные потоки».
ТРОПАРИ РОЖДЕСТВУ
ХРИСТОВУ
Предпразднству, глас
4:
Готовися, Вифлееме, / отверзися всем,
Едеме, / красуйся, Евфрафо, / яко древо живота в
вертепе процвете от Девы: / рай бо Оноя чрево
явися мысленный, / в немже Божественный сад, / от
негоже ядше, живи будем, / не якоже Адам умрем. //
Христос раждается прежде падший возставити
образ.
Предпразднству (Навечерие), глас 4:
Написовашеся иногда со старцем
Иосифом, / яко от семене Давидова, в Вифлееме
Мариам, / чревоносящи безсеменное Рождение. /
Наста же время рождества, / и место ни единоже бе
обиталищу, / но, якоже красная палата, вертеп
Царице показашеся. // Христос раждается прежде
падший воскресити образ.
Празднику, глас 4:
Рождество Твое, Христе Боже наш, /
возсия мирови свет разума: / в нем бо звездам
служащий, / звездою учахуся, / Тебе кланятися
Солнцу правды, / и Тебе ведети с высоты Востока: //
Господи, слава Тебе. Кондак, глас 3 Дева
днесь Пресущественного раждает,/ и земля вертеп Неприступному
приносит;/ Ангели с пастырьми славословят,/волсви же со звездою
путешествуют;// нас бо ради родися Отроча младо, превечный Бог.
Величание:
Величаем Тя, / Живодавче Христе, / нас
ради ныне плотию Рождшагося / от Безневестныя // и
Пречистыя Девы Марии.
Проповеди о Рождестве: Священномученик Иларион (Троицкий) Святой праведный Иоанн Кронштадтский Святитель Николай (Велимирович)
|