Православный Храм Иоанна БогословаПятница, 26.04.2024, 21:31

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Расписание богослужений | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории раздела
Блог настоятеля [16]
Апологетика [30]

На нужды храма
Пожертвовать на нужды храма 'Храм апостола Иоанна Богослова п. Приморск'

Новости
[10.04.2024]
Набор абитуриентов (0)
[10.03.2024]
День православной книги (0)
[07.03.2024]
Колокольня обрела голос (0)
[08.01.2024]
Под чистым снегом Рождества (0)
[07.01.2024]
С Рождеством Христовым дорогие односельчане (0)

Наш опрос
Ваше отношение к религии
Всего ответов: 236

Фотолетопись

Православие.Ru Новости

Статистика
Яндекс.Метрика Flag Counter
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа


Главная » 2013 » Август » 15 » Вне Церкви нет спасения - диакон Георгий Максимов.Часть 1
21:51
Вне Церкви нет спасения - диакон Георгий Максимов.Часть 1
Введение

"Христианская вера… есть единственный, Богом открытый для человеков путь к истинному блаженству. И как Спаситель глаголет, что Он есть дверь к Отцу, что Он есть путь, истина и жизнь; и св. Апостол Павел провозглашает, что пред Именем Иисуса долженствует преклониться всякое колено небесных, земных и преисподних: то нет спасения вне распятого Иисуса Христа; и без веры во Имя Его, как Бога истинного, явившегося во плоти, никто не может очиститься от греха, просветиться и войти в царство небесное" [1].

Так преподобный Макарий (Глухарев) выразил ту святую истину, что спасение возможно только в Господе Иисусе Христе, только в Его Православной Церкви. Об этом свидетельствуют и слова Христовы, сказанные Им о проповеди Евангелия, которой "кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет" (Мк. 16:16), и слова о том, что "кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие" (Ин. 3:5), и слова апостола Петра, свидетельствующего, что кроме имени Иисуса Христа "нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись... и нет ни в ком ином спасения" (Деян. 4:11-12).

Эту истину подтверждают и официальные церковные постановления. В частности, Послание патриархов восточно-кафолической Церкви о православной вере 1723 г. провозглашает: "Веруем, что Святое Крещение, заповеданное Господом и совершаемое во имя Святой Троицы, необходимо. Ибо без него никто не может спастись, как говорит Господь: "Аще кто не родится водою и духом, не может внити в Царствие Божие" (Ин. 3:5)... И Господь, показывая сие, сказал без всякого исключения, просто: "Кто не родится..." то есть, по пришествии Спасителя Христа все, имеющие войти в Царство Небесное, должны возродиться... А не возродившиеся и посему не получившие отпущения в прародительском грехе необходимо подлежат вечному наказанию за сей грех, и следовательно, не спасаются".

Более того, чин в неделю Торжества Православия, текст которого был принят Святейшим Синодом в 1764 г., ясно провозглашает: "Непринимающим благодати искупления, проповедуемого Евангелием, как единственного средства к оправданию нашему пред Богом - Анафема!" То есть, официально заявлено церковное осуждение тех, кто не принимает евангельского учения о том, что спастись можно только искупительным подвигом Господа Иисуса Христа.

Несмотря на все это, к сожалению, в наше время среди некоторых православных людей укоренилось заблуждение о том, что будто бы можно спастись и вне созданной Господом Церкви, и без крещения, без веры в Евангелие, - не важно, веришь ли ты в Бога, или не веришь, признаёшь ли Христа как Спасителя, или не признаёшь, живёшь ли по Евангелию или не живёшь, главное, быть сравнительно неплохим человеком, делать хорошие дела и тебя Господь за это спасёт. Обличая это страшное заблуждение, святитель Игнатий (Брянчанинов) говорил, что "признающий возможность спасения без веры во Христа отрекается от Христа и, может быть, невольно впадает в тяжкий грех богохульства" [2].

Неудивительно, что святитель Игнатий назвал мысль о том, что можно спастись без Христа, отреченем от Христа. Ведь если можно спастись без Христа, значит, можно было спастись и до Христа. Если можно было спастись до Христа, значит, Христос напрасно пришёл, значит, Христос - не Спаситель, хотя даже само имя "Иисус" переводится как "Бог спасающий", и дано именно потому, что "Он спасет людей Своих от грехов их" (Мф. 1:21), и Сам Он сказал, что пришёл "спасать души человеческие" (Лк. 9:56), и что "кто войдет Мною, тот спасется" (Ин. 10:9).

Мы не случайно начали эту статью с цитаты одного из выдающихся православных святых миссионеров. Осознавая, что вопрос принятия или не принятия Христа это вопрос жизни и смерти, преподобный Макарий, а также другие святые миссионеры [3], не могли оставаться равнодушными и, жертвуя собой, отправлялись в далекие края, чтобы послужить спасению живущих там иноверцев. Напротив, убеждение в том, что "добрые иноверцы" спасутся даже без веры во Христа, помимо прочих губительных действий на души исповедующих его, парализует всякое желание стать проповедниками слова Божия, и поселяет в сердцах таких людей равнодушие к делу проповеди, потому что если можно спастись и без Церкви, то зачем кого-то приглашать в Церковь? К чему трудиться, рисковать, жертвовать собой? Плохие иноверцы все равно бы не послушали, а хорошие иноверцы итак спасутся ради своих добрых дел.

Но это ложь. Апостол Павел сказал: "если законом оправдание, то Христос напрасно умер" (Гал. 2:21). И это апостол говорит не просто про неверие, не просто про другие религии, но про богооткровенный Ветхий Закон, - даже им невозможно было спастись, хотя Сам Бог дал его. Потому после смерти души древних праведников сходили во ад, откуда вывел их Господь, спустившись после распятия в это мрачное место духом Своим, "которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал" (1Пет. 3:19). А если же вопреки истине признать, что исполнением Закона можно было бы спастись, то тогда смерть Христова напрасна, ведь тогда всё, соделанное Им, совершено не ради нашего спасения, которого мы могли бы достигнуть и соблюдением Закона.

И если даже признание и соблюдение данного Богом закона спасти нас не могло, то что уж говорить про другие религии, имеющие источником не Бога, а человека и дьявола? Как известно, в апостольские времена почти всё человечество, за исключением ничтожной части христиан и иудеев, пребывало в идолопоклонстве. И это, однако, не помешало апостолу Павлу засвидетельствовать, что предающиеся идолослужению "Царствия Божия не наследуют" (Гал. 5:20-21), что "язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу" (1Кор. 10:20), и не помешало апостолу Иоанну записать, что "идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою" (Откр. 21:8).

Очень важно помнить, что Господь смирился и стал как один из нас, и пошёл на великие муки ради нас, Сам будучи безгрешным, и душу Свою положил за нас, - и всё это Он совершил именно потому, что ни наши добрые дела, ни наши познания о Боге, и вообще ничто другое спасти нас не могло и не может.

Но, поскольку упомянутое заблуждение сейчас очень распространено, то нам следует разобрать наиболее типичные аргументы, которые выдвигаются в его защиту.
1. А как же те, которые родились и умерли в неправославных странах и у которых объективно не было возможности узнать Православие?

Прежде всего стоит заметить, что сама постановка вопроса подразумевает, что Бога в нашем мире нет. В лучшем случае Он появляется после нашей смерти, в загробном мире, а здесь, на земле, мы живем сами по себе, и потому именно от наших действий зависит, получит ли человек, живущий в неправославной стране, возможность вступить в Православную Церковь. Вот, доберутся наши миссионеры до Новой Каледонии – и Церковь там появится, а не доберутся – например, по причине кораблекрушения, дороговизны билетов, или просто лени миссионеров, - и Церковь там не появится. То есть, все определяют наши действия да случай, и если мы по своему несовершенству и немощи не сможем донести благовестие до какой-то земли, то Богу остается лишь бессильно сокрушаться об этом и изыскивать способ спасти бедных новокаледонцев после смерти.

Только при таком взгляде возможно появление указанного выше вопроса. Но такой взгляд не имеет ничего общего с православной верой в Бога Вседержителя и Промыслителя, Который "промышляет о земле… и управляет всею вселенною" (Иов. 34:13). Неужели Бог, заботящийся даже о том, чтобы послать пищу ворону или украсить цветком лилию (см. Лк. 12:24,27), не позаботится спасти человека, который "сколь лучше птиц"? (Лк. 12:24)

Мы знаем, что "Господь благ" (Пс. 134:3), что Он "хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины" (1Тим. 2:4). Он всё может, потому и сказал о Себе: "Я Бог Всемогущий" (Быт. 17:1; 35:11). Он знает все (Иер. 15:15; Есф. 4:17), для Него открыто и то, что происходит в умах и сердцах людей: "Господь испытует все сердца и знает все движения мыслей" (1Пар. 28:9), "Он знает тайны сердца" (Пс. 43:22). Поэтому Писание и называет Бога "Сердцеведец" (Деян. 1:24; 15:8).

Но если Бог именно таков, то невозможно, чтобы Он не привел к Себе, в созданную Им Православную Церковь человека, который искренне ищет Его, и чье сердце открыто для истины и любви к Богу.

А если мы все-таки станем спорить и решимся утверждать, что Бог оставляет без внимания воздетые к Нему руки истиннолюбцев, что Он бросает погибать в море греха и лжи души тех, кто стал бы искренне православным, если бы до него дошел православный миссионер и рассказал бы о Христе, - тогда перед нами встает вопрос: почему Бог так поступает? Почему Он не послал миссионера к этому человеку? И отвечая на этот вопрос, мы упираемся в трилемму:

Или Бог знает, что в неком неправославном народе есть человек, чье сердце открыто и готово принять Его, хочет спасти этого человека, но не может – и тогда Он не всемогущ.

Или Бог может спасти такого человека, желает его спасти, но не знает, к чему склоняется сердце человека и не способен разобрать, кто из людей открыт для истины, - и тогда Он не всеведущ.

Или Бог знает, что есть человек, открытый для истины и жаждущий её, может его спасти, но не хочет спасать – и тогда Он не всеблагой.

Любое из этих решений приводит к тому самому богохульству, о котором говорит святитель Игнатий.

Но есть и четвёртое решение. Единственное, при котором нет богохульства. Оно появляется тогда, когда мы отбрасываем непонятно на чём основанную фантазию о том, что будто бы в этом иноверном народе живут люди, любящие истину и готовые принять Бога в своё сердце, но Бог почему-то либо не знает, либо не может, либо не хочет их спасать, и приходим к вопросу: а что если причина в другом? Что если Бог-то знает, может и хочет, но просто в этом народе в данный момент его истории "никто не ищет Бога; все до одного негодны" (Рим. 3:11-12)? И потому Бог и не посылает им миссионеров, что хорошо знает: их труды в данный момент будут здесь безуспешны.

В книге деяний апостольских мы читаем: "Пройдя через Фригию и Галатийскую страну, они не были допущены Духом Святым проповедывать слово в Асии. Дойдя до Мисии, предпринимали идти в Вифинию; но Дух не допустил их" (Деян. 16:6-7). Как же так? Того же самого апостола Павла, который записал, что Бог "хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины" (1Тим. 2:4), Сам Бог не пускает проповедовать в эти земли.

Почему?

Неужели Бог не хотел, чтобы люди, живущие в тот момент в Асии и Вифинии, спаслись? Разумеется, хотел. Но Бог, видящий сердца людей и мысли их, знал, что никто из них в этот момент не ищет истины и не воспримет апостольскую проповедь [4].

А что случилось бы, если апостолы пришли бы в такие места, возвестили Евангелие, а все жители до единого эту проповедь отвергли? Сам Христос говорит об этом: "Если же придете в какой город и не примут вас, то, выйдя на улицу, скажите: и прах, прилипший к нам от вашего города, отрясаем вам; однако же знайте, что приблизилось к вам Царствие Божие. Сказываю вам, что Содому в день оный будет отраднее, нежели городу тому" (Лк. 10:10-12).

Справедливо, что наказание тех грешников, кто услышал проповедь о Христе, и отверг её, будет намного тяжелее, чем тех, кто грешил и поработился греху, не зная о Спасителе. Но Господь, Который "благ и к неблагодарным и злым" (Лк. 6:35), хочет, чтобы таких городов было как можно меньше. И Он до времени не посылает туда апостолов, а иногда даже удерживает их, чтобы и тем людям, которые в сердце своем выбрали грех, а не Бога, предоставить обстоятельство, смягчающее их вину. Это оставление их в неведении становится для них выражением милосердия Божия, ибо "раб, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше" (Лк. 12:47-48). Через это мы видим любовь Божию, видим, как даже о тех людях, которые в сердце своем предпочли тьму, Бог заботится.

Но если Он так заботится о тех, кто, избрав грех, сделал себя врагом Богу, то как же Он должен заботиться о тех, в чьих сердцах есть жажда истины, праведности?

Именно таковых ищет Он во всех народах, как говорит Писание: "Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога" (Пс.13:2). Преподобный Силуан Афонский говорит, что "Дух Святой всякую душу движет искать Бога" [5]. И если какая-то душа отликается и начинает искать Бога, то над ней сбывается то, что Господь обещал в Писании: "Если будешь искать Его, то найдешь Его" (1Пар. 28:9). Если есть человек, чьё сердце искренне взыскует истины, пусть бы даже он жил в народе, совершенно не знающем о Православии, то Господь устраивает для такого человека возможность принять Православие.

Так в XII веке Бог устроил для одного немца-католика возможность узнать о Православии, и тот, обратившись, стал известен как святой Прокопий Устюжский; в том же веке Он дал такую возможность одному волжскому булгарину-мусульманину, и тот, обратившись, стал известен как святой Авраамий Болгарский; в следующем столетии Господь дал такую возможность одному монголу-язычнику, и тот, обратившись, стал известен как святой Пётр Ордынский. Вся история Церкви, равно как и современность полна подобными примерами, подтверждающими слова Псалмопевца: "Ты не оставляешь ищущих Тебя, Господи" (Пс.9:11).

В Новом Завете мы видим это на примере евнуха-эфиопа (Деян. 8:27-39). Сколько всего Господь устроил, чтобы дать ему возможность креститься! Надо было, чтобы этот человек смог благополучно добраться до Иудеи, чтобы он узнал о вере в единого Бога, чтобы смог выучить еврейский язык, чтобы ему попала в руки книга пророка Исайи, наконец, чтобы этот евнух встретил апостола Филиппа, который и возвестил ему о Христе, а затем крестил. Сколько в этой истории мы видим заботы об одной душе, сколько устроено Промыслом, чтобы дать этому истиннолюбцу возможность войти через крещение в спасительный ковчег Церкви!

И если кто-то, видя всё это, начинает фантазировать о том, что будто бы в это же время в Ефиопии или иных странах были и другие люди, которые точно так же в сердце своём расположены были к истине и искали Бога, но, в отличие от этого евнуха, Бог почему-то не послал к ним апостола, и не дал им возможности узнать истину и креститься, то что тогда можно сказать? Либо такой фантазёр вообще не верит в Бога и думает, что всё в мире определяется случаем, либо он обвиняет Бога в лицеприятии и несправедливости, полагая, что Он, при всех равных обстоятельствах, одним почему-то даёт возможность спастись, а другим не даёт.

Но Писание говорит: "нет у Господа Бога нашего неправды, ни лицеприятия" (2Пар. 19:17) и эту истину об отсутствии у Бога лицеприятия ещё трижды повторяет апостол (Рим. 2:11; Еф. 6:9; Кол. 3:25).

Если мы верим в Промысл Божий, то понимаем, что не так всё происходит, будто сначала мы куда-то идём и проповедуем, а там уже появляются после этого уверовавшие, - нет, сначала Сердцеведец Бог видит, что в таком-то народе есть души, готовые к принятию истины и жаждущие её, и после этого Он устраивает так, чтобы либо миссионер пришёл к этим душам, либо эти души оказались в стране, где есть Православная Церковь.

По словам святителя Афанасия, "к познанию и точному уразумению истины мы имеем нужду не в ком другом, а только в себе самих. Путь к Богу не далек от нас… он не вне нас, но в нас самих; и начало его может быть нами найдено, как и Моисей учил, говоря: Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем (Рим. 10:8; Втор. 30:14)… Пусть не отговариваются служащие идолам эллины, и вообще, никто другой да не обольщает сам себя, будто бы нет у них такового пути, а потому якобы имеют они предлог к своему безбожию. Все мы вступили на этот путь, и всем он открыт, хотя и не все им идут" [6].

Итак, никто не может оправдаться незнанием. Как свидетельствует преподобный Никон Оптинский, "возможность спасения везде дана Богом всем" [7]. Потому что обращение человека к Богу начинается не от каких-то внешних обстоятельств – не от того, что он увидел православный храм и зашел в него, или ему в руки попала православная книга, или он познакомился с православным христианином, встретился со святым человеком или увидел чудо, - а от внутреннего выбора его сердца. Да, не все рождаются в православной стране, не все знают о Православии и о Христе, есть народы, в культуре которых вообще отсутствует понятие о едином Боге. Но абсолютно каждый человек на земле знает такие понятия как "добро" и "зло", "истина" и "ложь", и каждый имеет совесть, помогающую различать одно от другого. И через это каждый человек делает выбор. По словам преподобного Иустина (Поповича), "человек в этом мире должен разрешить проблему: быть со Христом, или быть против Него. И каждый человек, желая того или не желая, решает эту проблему. Или он будет христолюбцем, или христоборцем. Третьего не дано" [8].

Господь обещал: "ищите и найдете" (Мф. 7:7), поэтому любой искренний поиск правды приводит человека ко Христу, ведь "правда – это Богочеловек Христос и Его Евангелие. И неправда есть все то, что не Он, все, что не в Его Евангелии и против Евангелия. Поэтому и вера во Христа есть "служение правды" (2Кор. 3:9). Кто не служит Христу, тот служит неправде" [9]. Не находит истины и не оказывается в Православной Церкви только тот, кто не ищет истины. Но через это нежелание поиска, он тоже делает выбор своей жизни, и этот выбор, к сожалению, не в пользу истины.

А тот, кто выбирает любовь к истине, кто жаждет узнать истину [10], вступает на путь к Богу, который, по слову святого Афанасия, находится в нас самих, и такому человеку Господь посылает возможность войти в Свою Церковь, приведя в правосланвый храм, послав нужную книгу, друга и прочие внешние вещи, помогающие придти в Церковь, а если кому-то для искреннего обращения нужно встретиться со святым или увидеть чудо, - Господь посылает ему святого и творит чудо, потому что Он дает всё необходимое, чтобы утолить жажду того, кто жаждет истины.

Господь призывает: "Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам" (Мф. 7:7). А кто не просит, тому и не даётся, кто не ищет, тот и не находит, кто не стучит, тому не отворяют. Если весь народ состоит из таких людей, то к этому народу не посылает Господь проповедников Евангелия. Блаженный Августин прямо пишет об этом: "Что касается того времени и тех мест, когда и где Евангелие Его не было проповедано, то Он предузнал, что тогда и там все люди будут по отношению к этой проповеди такими же, какими были многие во время Его телесного присутствия [на земле], а именно те, кто не захотели поверить в Него, даже когда Им воскрешались мертвые… Что удивительного, если Христос, узнав за прошедшие века, сколь полна вся вселенная неверующими, заслуженно не пожелал проповедовать тем, о ком заранее знал, что они не поверят ни Его словам, ни Его чудесам?" [11].

Точно так же и святой Лука (Войно-Ясенецкий) рассматривает вопрос о том, почему, тогда как одни люди рождаются в православных семьях и сызмальства получают знания о спасении, "другие несчастные... рождаются как бы предназначенными на погибель... живут и возрастают в самых неблагоприятных для спасения условиях... Вот и спрашиваем себя, что это значит, почему это Господь как будто одних заранее предназначает ко спасению, а другие заранее как будто осуждены на погибель... Нет, нет! Он всем хочет спастися и в разум истины приити. Читаем мы в послании Римлянам: "Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению все содействует ко благу, ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего" (Рим. 8:28-29). Огромно значение этих слов апостола Павла. Предопределено быть подобными образу Сына Его тем, о которых по Божественному предведению Своему знал заранее, что пойдут они по пути, заповеданному Христом, будут достойны Царствия Божия" [12].

Некоторые люди, не сведующие в богословии, называют это святоотеческое учение кальвинистским или сближают его с мусульманским взглядом на предопределение, думая, что в Православии вообще нет учения о предопределении. Но это не так, в Писании ясно сказано: "кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил" (Рим. 8:30). Но Православие не принимает ошибочного, еретического понимания предопределения.

Согласно еретическому учению, Бог предопределяет поступки людей, а также их выбор и их участь, а согласно православному учению Господь не предопределяет ни выбора человека, ни его дел, ни его посмертной участи, но, зная по предведению о том, какой выбор свободно сделает тот или иной человек в сердце своём, Господь для избравших истину предопределяет внешние обстоятельства, позволяющие им реализовать этот выбор и раскрыть его с наилучшей стороны, а в итоге – достичь Царства Небесного.

В "Послании патриархов Восточно-Кафолической Церкви о православной вере" 1723 г. говорится: "поскольку Бог предвидел, что одни будут хорошо пользоваться своею свободной волею, а другие худо; то посему одних предопределил к славе, а других осудил". Далее патриархи говорят, что во всём человеческом мире действует "просвещающая благодать", которая "подобно свету, просвещающему ходящих во тьме, путеводит всех", и "желающие свободно покоряться ей (ибо она помогает ищущим ее, а не противящимся ей), и исполнять ее повеления, необходимые для спасения, получают посему и особенную благодать", а уже эта вторая, "совершенствуя их в любви Божией… оправдывает их и делает предопределенными". Мнение же тех, кто, "уничтожая свободную волю человека", представляет причиной адских мук погибающих желание Самого Бога, патриархи называют "страшной клеветой на Бога", Который "непричастен никакому злу, равно желает спасения всем, и у Которого нет места лицеприятию", и предают анафеме "тех, которые так говорят и думают".
2. Допускать гибель столь многих людей жестоко, любящий Бог должен непременно спасти всех добрых людей, которые не слышали об истине

Прежде всего, хотелось бы заметить, что тот же апостол, который записал слова "Бог есть любовь" (1Ин. 4:16), записал и слова: "боязливых же и неверных… и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою" (Откр. 21:8), причём записал тогда, когда идолослужителями являлось подавляющее большинство человечества.

В действительности как раз сторонники разбираемого лжеучения проповедуют жестокого Бога, когда допускают кощунственную мысль о том, что Бог, скованный "объективными обстоятельствами", равнодушно оставляет страдать и погибать людей, которые могли бы стать искренними православными, если бы им дали возможность узнать о Православии, но Бог им почему-то ее не дал.

В этом представлении вовсе нет никакой любви, в нем – идея безрассудно жестокого Бога. Ведь даже мы, будучи грешными людьми, если бы узнали, что где-то есть погибающий человек, нуждающийся в нашей помощи и открытый к тому, чтобы принять её, и если при этом для нас не составит никакого труда оказать ему помощь – разве не пошли бы и не спасли его? Разумеется, пошли бы и спасли. Неужели же Бог менее милосерден, чем мы? Даже в уголовном кодексе предусмотрено такое преступление как "неоказание помощи оказавшемуся в беде". Да и в Законе Бога сказано: "Спасай взятых на смерть, и неужели откажешься от обреченных на убиение?" (Прит. 24:11). Неужели Сам Бог не оказывает помощи попавшему в беду, не спасает взятых на смерть, отказывается от обреченных на убиение?

Проповедники этого заблуждения могут ответить, что потому-то и верят они в то, что таких людей Бог спасет после смерти, и удостоит рая. Но почему же Он не спас их при жизни? Ведь грех не когда-то после смерти – а уже здесь и сейчас заражает человека, порабощает, разлагает его душу, разрушает его жизнь, наполняя её мучением и беспросветным страданием, превращая ее в ад уже на земле. Это реальность. И Христос через Церковь – не когда-то после смерти, а уже здесь и сейчас освобождает человека от рабства греху, научает бороться со страстями и побеждать их, достигать святости, становиться богоподобным.

Почему же Бог не спас от греха и его последствий этих, якобы существующих искателей истины? Если Бог может дать этим людям возможность узнать о Себе и принять Себя после смерти, то почему Он не дал им такую возможность при жизни? А если Он по какой-то непонятной прихоти не захотел им дать такую возможность при жизни, то почему захочет дать после смерти?
2.1. Неверное понимание посмертного воздаяния

Вообще стоит отметить, что рассматриваемое лжеучение может возникать только при неверном понимании посмертного воздаяния. Люди, которые так думают, не признают сущностной связи между выбором нашей земной жизни и нашей посмертной участью, они рассуждают о рае и аде так, словно речь идёт о двух помещениях, - комфортном и некомфортном, и весь вопрос будто бы состоит в том, как тех, кто не сумел в течение своей жизни найти ключ от комфортного помещения, всё-таки ввести в него.

Но Царство Божие – это не место, а состояние, это "мир и радость во Святом Духе" (Рим.14:17), потому "и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть" (Лк. 17:21). Царство Божие – это Сам Господь, Его любовь, Его единство, вечное пребывание с Ним и в Нём. А истинная вера во Христа, соединение с Ним в таинствах, вхождение в Тело Его – Церковь, и жизнь по заповедям Его – это не просто внешняя формальность, необходимая для попадания в "хорошее место" после смерти, - это практический путь очищения от греха, соединения со Христом и обретения Царства Божия.

Преподобный Иоанн Кассиан пишет: "Если Царство Божие находится внутри нас и это Царствие есть праведность, мир и радость, то кто их имеет, тот, без сомнения, находится в Царстве Божием. И, напротив, живущие в неправде, раздоре и печали, производящей смерть, находятся в царстве диавола, в аду и смерти. Ибо этими признаками различается Царство Божие и царство диавола" 13]. Прп. Григорий Синаит пишет: "Как зародыши адских мучений незримо таятся в душах грешников уже на земле, так и начатки небесных благ сообщаются в сердцах праведных через Святого Духа" [14]. То есть, своей смертью мы рождаем для себя ту вечную участь, которую вынашивали в себе всю жизнь. В этом и есть глубочайшее значение настоящей временной жизни "здесь даются победителям, как залоги венцы победные; равно как и для побеждённых здесь полагается начало их посрамлению и мучению" [15].

По свидетельству прп. Симеона Нового Богослова, "те, которые умирают прежде чем стяжают Царствие Небесное, где и когда обретут его, если отходят туда, где постоянная тьма? Итак, здесь, в этой жизни повелено нам взыскать его и обрести, стуча в его двери с покаянием и слезами... невозможно войти в Царствие Божие тому, кто еще в настоящей жизни не облечется во Христа как Бога, не взойдет к созерцанию Его и не достигнет того, чтобы Он обитал внутри его" [16].
2.2. Искажение в системе ценностей

Когда вникаешь в аргументы и утверждения тех, кто считает возможным спасение некрещёных, возникает впечатление, что они забывают не только про Божий Промысл, но и про Самого Бога.

"Хороший" человек для них это тот, кто не грешил против людей и делами оказывал им благорасположение. Или, говоря иначе, тот, кто не совершал вредных для человеческого общества поступков и совершал полезные. Тем самым он, по их мнению, становится достоин спасения.

Но ведь даже десять заповедей Моисеева закона не ограничивались перечислением обязанностей по отношению к другому человеку – самые первые из них посвящены обязанностям человека пред Богом: "Я Господь, Бог твой… да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. Не делай себе кумира… не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель… Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно" (Исх. 20:2-7).

И получается, что такой тягчайший грех как неверие в Бога, непочитание Христа, воспринимается как мелочь какая-то. Разве можно, говорят оппоненты, из-за такой "мелочи" лишать человека после смерти единства с Тем, Кого он при жизни не желал ни знать, ни почитать?

Ответим: не только можно, но это и неизбежно, ибо посмертное единство с Богом есть продолжение того единства, которое человек избрал уже в земной жизни и которое даруется только Христом в Его Церкви. Точно так же и посмертное отлучение от Бога есть продолжение того отлучения, который человек избрал при этой жизни, и которому он подверг себя, предпочтя Богу или поискам Истинного Бога – самолюбие и любовь ко греху.

Бог есть единственный подлинный источник блага и радости. Отлучение от блага есть мука. Те, кто решил быть с Богом и самой жизнью засвидетельствовал эту решимость, будет с Богом в вечности и, естественно, будет пребывать в блаженстве и радости. Те же, кто предпочёл Богу что-либо иное, и не соединился с Ним в Таинстве Евхаристии, те и в вечности окажутся отлучены от источника блага и радости, то есть, в муке. В обоих случаях "Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет" (Гал. 6:7).

Неверие во Христа, неверие в единого Бога, тем более отрицание Его – это не "мелочь". Это нарушение самой главной и самой первой заповеди. По словам святого Беды Достопочтенного "ложь непризнания Христа настолько ужасна и омерзительна, что всё прочее по сравнению с ней маловажно… Эта ложь присуща иудеям, которые утверждают, что Иисус не есть Христос. Однако и еретики, неверно учащие о Христе, не признают, что Иисус есть Христос, поскольку исповедуют учение не божественной истины, а собственного тщеславия" [17].

Первую заповедь нарушают не только атеисты и идолопоклонники, но и те, кто, говоря, что верит в единого Бога, не признает Христа как Бога, поскольку, как свидетельствует прп. Иустин (Попович), "не существует Бога без Троичности Божества. Кто не признает Христа Богом, тот нечестивец и безбожник… Связь человека с Богом определяется в соответствии со связью, какую кто имеет со Христом. Поскольку не существует Бога без Христа ни на небе, ни на земле, ни под ней" [18].
Категория: Апологетика | Просмотров: 1883 | Добавил: admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Пожертвование
Пожертвовать на нужды храма 'Храм апостола Иоанна Богослова п. Приморск'


День за днём

 

 

 

 

 


Фото Православие.Ru


Архив записей


Календарь
«  Август 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031


Мониторинг СМИ


Друзья сайта
Страничка в православной сети Елицы Общины прихожан и братии Храм апостола Иоанна Богослова п. Приморск width=100 Православная социальная сеть «Елицы»
  • ПРИХОД ХРАМА СВЯТОЙ БЛАЖЕННОЙ КСЕНИИ ПЕТЕРБУРГСКОЙ



  • Храм Иоанна Богослова. Приморск Волгоградская епархия © 2024Все права защищены.Активная ссылка на сайт обязательна при использовании материалов.Разработка и дизайн сайта от Владимира Тимачёва