Можно ли наполнить положительным содержанием то,
что отрицательно по своей природе?
Игумен Игнатий (Душеин)
Минул день летнего солнцеворота. Как
и ожидалось, «культурная» общественность, «широко» отметила ночь на 7 июля –
так называемого Купалу.
Вообще в России нынче праздников не
счесть: и христианских (Рождество и Пасха) и государственных (День
независимости и День конституции) и большевистских (7 Ноября, 8 Марта и 1 Мая)
и просто народных (Новый год) и языческих (Иван Купала, День Валентина). Как
гласит народная пословица, был бы повод…
Итак, Купала. Что же это за праздник
такой?
Купала – один из главных праздников
древних язычников-славян, хотя происхождение у него, скорее всего, не
славянское. Он не случайно отмечается в день летнего солнцеворота. Купала –
праздник Ярилы – божества солнца. Языческих культов солнца не счесть.
Обожествлять солнце – это не просто традиция всех язычников – это их незыблемое
правило.
Солнышко начинает идти на убыль –
«умирает», и надо его «подкормить». Во всех культах в этот день обязательно
приносились жертвы. Птицы, животные, а подчас и люди сжигались в виде
приношения обожествленному солнцу, чтобы их энергией оно подпиталось и не
«умерло» (древние ацтеки убивали для этого людей ежедневно).
Дым жертвенного костра, согласно
языческим поверьям – кратчайший способ доставки энергии жертв на «небо». Именно
поэтому в ночь Купалы принято жечь костры – это остаточное явление древних
культов, смысл которого уже никто не помнит.
С этим же связан обычай прыгать
через костер – это остаток жеребьевки. Выбрать человеческую жертву иногда не
решался даже жрец. Поэтому юноши и девушки прыгали через костер до тех пор,
пока кто-нибудь не падал в него. Считалось, что таким
образом «боги» избрали себе жертву (интересно, знают ли те, кто сейчас сигает
через костер, о том, что они изображают потенциального мертвеца?).
После принесения жертв начинались
оргии. Поскольку с солнцем ассоциировалось оплодотворяющее начало, и оно
считалось источником жизни и плодородия, то и его культ подразумевал именно это
активное «оплодотворение» – совокупление со случайным партнером и было
кульминацией «чудесной и таинственной» ночи Купалы.
Вот что пишут о процедуре этого
праздника современные неоязычники: «Девушки и женщины (в отличие от нынешних культработников, древние
язычники детей на такие праздники не пускали – и.И.) идут на кумование. Отойдя подальше от мужчин, но оставаясь на виду,
начинают выбирать себе милого (партнера на ночь – и.И.), обсуждая с «кумушками» его достоинства и
недостатки. То и дело раздаётся женский смех (во время обсуждения достоинств
очередного молодца), а мужчины стоят в ожидании, гадая: повезёт — не повезёт.
Между молодцами и девицами ходит жрец, уряжающий все споры и передавая вопросы
и пожелания от одних к другим. Наконец, всех молодцев и молодиц обсудили, и
начинается обряд выбора суженых.
Девушка бьёт парня ладонью по плечу и убегает, а тот бежит вдогонку. Поймав
девушку, он подводит её к малому костру, через который они прыгают. Если во
время прыжка руки не разойдутся, то это означает, что парень и девушка стали
сужеными. Если же расходятся, то оба ищут себе другую пару для прыжка (и не
только для прыжка – и.И.). На берегу
суженые обмениваются венками, после чего каждый кладет свой венок на плотик из
дерева и соломы, ставит в середину венка горящую свечу и пускает его по воде. В
воде гасят головни. Вся река наполняется блуждающими огнями. После этого
суженые (то есть ставшие такими до рассвета – и.И.), взявшись за руки, последний раз перепрыгивают через Купальский Огонь и
бегут к реке, где, разоблачаясь, омываются нагие в ночной воде».
О том, что происходит, по языческой
инструкции, далее, подробно говорить не будем. Сами составители инструкции,
понимая «специфичность» своих рекомендаций, спешат добавить, что это «… не есть прелюбодейство, но есть
восторженная жертва богам», и что «детей,
зачатых в купальскую ночь, боги наделяют волшебной силой». Вот она, полная
правда о «безобидном», «народном» празднике. Купала – день узаконенного блуда.
Собственно это не ново. У многих
язычников в ходу была храмовая проституция, оргии по праздникам и т.д. Все это
тоже считалось «жертвой богам».
Каким богам? Для православного
человека ответ на этот вопрос предельно ясен – сатане и его слугам – демонам. Бог
Истинный – есть Бог чистоты и святости. Его заповеди призывают к супружеской
верности, защищают святыню семьи, ублажают целомудрие. Разнузданный разврат под
личиной «богослужения» – жертва сатане. Не вымышленному рукотворному Яриле, а
реальному духу лжи и погибели.
Светские организаторы празднования
Купалы, конечно, не предполагают для своих вечеринок подобного сценария и даже
не говорят об этом, но, внедряя этот праздник в народное сознание, они
закладывают фундамент к возрождению его во всей полноте. Где гарантия, что
через несколько лет, привыкшие к Купале люди, не узнают о его полном «сценарии»
и не начнут воссоздавать его?
Даже беглое знакомство с Купалой
показывает, что ни сам предмет поклонения – «бог» Ярило, ни нравственное
содержание праздника, ничего хорошего не несут человеку. Естественно, сложно
предполагать, что кто-то всерьез верит сейчас в «бога» Ярилу. Но и пришедшего
на Купалу просто отдохнуть, этот праздник не сделает лучше и чище. В лучшем
случае он позволит расслабиться. В худшем – загрязнит ум и сердце (пишу для
тех, кому есть что терять в этом плане).
Говоря по большому счету, этот
«народный» праздник давно уже глубоко чужд народу (как чужды духу русского
народа большевистские и нынешние государственные праздники).
Кто же организовывает ныне
«Купальнинские» торжества? Кому они нужны? Как ни странно этому содействуют
(скорее по неведению – надо же что-то делать) районные отделы культуры и
сельские ДК.
Неужели нам нечего праздновать
хорошего? Неужели нам в своей истории вспомнить нечего? Разве мало у русских
памятных дат? Многие ли молодые люди помнят, когда были Ледовое побоище,
Куликовская битва, Бородинское сражение? Многие ли знают наши, Калужские
события: мятеж Болотникова, кровавую бойню в Боровском монастыре в 1610 г.,
убийство Лжедмитрия II в Калуге,
бои в Малоярославце в 1812 г., расправу латышских стрелков над крестьянами
«Улановского мятежа», трагедию армии генерала Егорова?
Я уверен, что про большую часть этих
событий молодежь слыхом не слыхала. Но про Купалу и Валентинов день им
заботливые взрослые забыть не дадут – научат и просветят.
Создается впечатление, что мы
целенаправленно стараемся вырастить кого угодно, но не нормальных людей –
хороших мужей и жен, отцов и матерей, полноценных и ответственных членов
общества.
Еще один любопытный знак времени –
попытка объязычить христианские праздники. На Святках у нас – гадают, на Троицу
– плетут венки, на Петра и Павла – танцуют и гуляют. То есть праздники, по
происхождению и сути христианские, лишаются свой духовной и воспитательной
нагрузки, становятся поводом или к обычному «оттягу», или, что ещё горше – к
делам оккультным (гаданию). Брать христианскую вывеску и под ней делать то, что
органически чуждо христианству и таким образом спекулировать на чужом
авторитете – просто неэтично.
Если кому-то хочется стать
язычниками, сигать через костры, гадать, совершать ритуальные купания, блудить
с первым встречным, делать своих детей нравственными уродами, приносящими под
кустами «восторженную жертву богам» – пожалуйста, у нас страна свободная (по
крайней мере в этом). Но, возрождая праздник с языческими корнями, необходимо
поставить людей в известность, сказать о нем всю правду, что бы они могли
совершить свободный выбор. Недомолвки здесь сродни обману.
|