Православный Храм Иоанна БогословаПятница, 26.04.2019, 08:50

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Расписание богослужений | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории раздела
Блог настоятеля [8]
Апологетика [25]

На нужды храма
Пожертвовать на нужды храма 'Храм апостола Иоанна Богослова п. Приморск'

Новости
[24.03.2019]
День православной книги 2019 (0)
[09.01.2019]
«Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25, 40). (0)
[09.01.2019]
Праздник «Рождественская елка» в Приморском ДК (0)
[06.12.2018]
ПРАЗДНУЕМ ХРИСТОВО РОЖДЕСТВО! (0)
[06.11.2018]
Участники Рождественских чтений Николаевского благочиния поделились опытом работы с молодежью (0)

Наш опрос
Ваше отношение к религии
Всего ответов: 194

Фотолетопись

Православие.Ru Новости

Статистика
Яндекс.Метрика Flag Counter
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа


Главная » 2012 » Ноябрь » 23 » Память
23:24
Память

     Прошло лихое время, когда убивали и рушили всё, что напоминало о Боге. В Быковском районе не осталось ни одного храма.  Как радуется душа, когда, проезжая по необъятным просторам Руси, видишь древний храм, чудом сохранившийся. Не меньше радуют и новые церкви, которые теперь, слава Богу, строят. Но у нас, как будто пустыня: ни одного православного храма. Хорошо, что есть молельные дома, в которых верующие могут собираться для совместной молитвы. А ведь было время, когда в каждом селе была церковь, а в некоторых сёлах даже две.                     

    В межфондовом указателе к церквам в период с 1878 по 1917 г.г. сообщаются наименования церквей:

- Вознесенская церковь с. Верхний Балыклей.

- Иоанно-Богословская и Михайло-Архангельская с. Пролейка.

- Михайло-Архангельская с. Терновой Балки (см. Нижний Балыклей).

- Николаевская и св. мц. Параскевы с. Новоникольского.

- Покровская с. Калмыцкой балки.

- Покровская с. Широкое.

- Троицкая церковь с. Водяное.

Очень жаль, что не сохранилось их фотографий.  Если есть у кого-то какая-либо информация по данной теме, будем  рады, если вы поделитесь с нами.


Так же в Пямятных книжках Астраханской губернии имеются сведения о священниках сёл Царевского уезда: Пролейки, Новоникольского и Верхний Балыклей за период с 1905 по 1915 г.г.
В Иоанно-Богословской церкви с. Пролейки служили:
1905 г. – Павел Ильин
1906 г. – Вакансия
1907 – 1912 г.г. – Алексей Добронравов
1913 – 1915 г.г. – Михаил Черняев.
В Николаевской церкви с. Новоникольского:
1905 г. – Александр Севастьянов
1906 – 1912 г.г. – Иоанн Соколов
1913 – 1915 г.г. – Иоанн Ильинский.
В Параскевенской церкви с. Новоникольского:
1905 – 1911 г.г. Петр Каспиев
1912 – 1915 г.г. – Константин Гранитов.
В Вознесенской церкви с. Верхний Балыклей:
1905 г. – Виктор Маяцкий и Владимир Воробьёв
1906 – 1907 г.г. – Виктор Маяцкий и Евграф Каспиев
1909 г. – Николай Тощинский и Евграф Каспиев
1910 г. – Георгий Ардымский и Евграф Каспиев
1911 г. – Георгий Ардымский (второе место вакантное)
1912 г. – Алексей Трофимов и Иоанн Ястребов
1913 г. – Алесей Перфилов (второе место вакантное)
1914 г. – Алексей Перфилов и Дмитрий Ялынычев
1915 г. – Вакансия.

 В изданиях "Астраханские епархиальные ведомости" в официальном разделе имеются епархиальные известия о всех переменах и награждениях по службе священнослужителей с 1915 г. по 1918 г.

   Иоанно-Богословская церковь с. Пролейки Царевского уезда.

  Определён к церкви с. Обильного Черноярского уезда дьякон церкви с. Пролейки Фёдор Очкуренко, 10 апреля 1916 г.

  Принят на службу в Астраханскую епархию с определением на дьяконскую вакансию с. Пролейки Царевского уезда священник Томской епархии Николай Долгов, 10 апреля 1916 г.

  На вакансию псаломщика к церкви с. Пролейки определён крестьянин Иван Тамаров, 18 мая 1916 г.

  Перемещён на священническую вакансию к церкви п. Воскресенского Астраханского уезда состоящий на дьяконской вакансии при церкви с. Пролейки Царевского уезда священник Николай Долгов, согласно прошению 31 марта 1917 г.

  Определён на дьяконскую вакансию с. Пролейки Царевского уезда, состоящий на вакансии псаломщика при церкви с. Солодники Черноярского уезда, дьякон Никита Повитухин, 6 мая 1917 г.

  Назначен на священническую вакансию к церкви с. Пролейки Царевского уезда дьякон той же церкви Никита Повитухин, 7 августа 1917.

  Закрыта штатная дьяконская вакансия при Иоанно-Богословской церкви с. Пролейки Царевского уезда 24 октября 1917 г.

   В документах Астраханской палаты государственных имуществ имеется дело  о «Перестройке  Вознесенской церкви с. Верхний Балыклей» за 1860-1867 гг. со следующими сведениями. 22 марта 1860 года на сельском сходе жителей с. Верхний Балыклей выборные лица (в селе насчитывалось 115 чел.) составили приговор о расширении церкви. Существующая деревянная церковь стала тесна для прихожан и пришла в ветхость. На начало работ имелось всего 460 руб., недостающие средства предлагалось дополнить добровольными пожертвованиями. Приговор был отправлен на «благоусмотрение» в Астраханскую палату Госимуществ. По предписанию палаты в с. Верхний Балыклей был направлен инженер П. Нагурский, который после осмотра церкви составил рапорт. Он писал, что церковь по тесноте и неблаговидности требует следующих работ: надрубки всех стен и осмерика в вышину, распространения средней её части посредством боковых пределов, пристройки новой колокольни, обшивки стен новыми досками, покрытия кровли новым железом. «Все эти работы обойдутся не многим дешевле новой церкви, и начинать их с имеющимися у крестьян в наличии 460 р. нельзя, до тех пор, пока денежные способы их яснее не обозначатся: ибо на 460 руб. едва только можно вывести одни фундаменты под пределы и колокольню»- сообщал Нагурский. Он писал, что, не зная «денежных средств» крестьян, нельзя приступить и к составлению проекта перестройки церкви.

     В 1862 году проект  был составлен и не достающие по смете 3486 руб. крестьянами были собраны. 1 сентября 1863 года жители села, в том числе староста Тимофей Никулин, сборщик податей Устин Дробков, смотритель магазина Степан Головахин, вновь составили приговор с просьбой начать перестройку церкви. Подряд на работы взяли крестьяне села Федул Забнин и Тимофей Никулин и закончили перестройку в 1867 г.

А вот такие свидетельства, об окончании одноклассной церковно-приходской школы, выдавали в с. Верхний Балыклей.

Село Соляной Ерик - Новоникольское.

Село Соляной Ерик было основано в 1785 году. Прихожане села, с начала поселения своего,  были причислены приходом к Воскресенской церкви села Водяное в нагорной стороне. В каком году построена часовня во имя св. Николая пока неясно. Но, в фонде Астраханской палаты государственных имуществ имеется дело "По отношению Астраханской духовной консистории об устройстве в с. Новоникольском молитвенного дома" за 1866г.  Из документов видно, что часовня (она же называлась иногда церковью) к 1866 г. уже была в селе, но по "многолюдству прихожан" появилась необходимость построить новую. Крестьяне с. Новоникольского 10 апреля 1866 г. составили отзыв в Калмыцко-Балкское волостное правление для последующего сообщения в консисторию: "В обществе нашем на сооружение новой часовни имеются материалы: соснового леса 600 брусов, из коих распиленных 420... и 13 сажень дикого камня под фундамент, и наличных денег 350 рублей серебром, по недостатку к постройке сей часовни денег обязуемся дополнить доброхотным пожертвованием".

Астраханская духовная консистория считала необходимым постройку в с. Новоникольком молитвенного дома с учреждением особого причта, тем более что "в смежных с сим селением местах, в последнее время стал распространяться в значительной степени раскол молоканства". (Ф. 794. Оп. 1.Д.1356. Л. 1-4.)

По всей видимости речь идёт о церкви свт. Николая, т.к. епископ Иаков (Вечерков) , в 1845 году, писал в "Статистическом очерке Саратовской епархии":(Церковь) в селе Соляном Ерике во имя святой мученицы Параскевы, нареченной Пятницы, каменная, однопрестольная, одноштатная, построена в 1815 году. При ней подцерковной земли 66 десятин, прихожан мужского пола 1076, женского 1157 душ, в том числе раскольников беглопоповской секты мужеского пола 3 души".  Во всяком случае часовня (она же церковь) во имя св. Николая была построена ранее 1815 года, т.к. священник Иоанн Карпович Альбанов и благочинный Иоанн Игнатьевич Безобразов написали в 1852/53 гг. сведения о том что часовня св. Николая построена прежде церкви построенной в 1815 году. 

Те же священники дают интересную информацию: " Жители села состоят из переходцев, бывших государственных крестьян сел: Нового Черняева, Старого Черняева, Пеньков, Высокого и Покровки Тамбовской губернии Шацкого уезда. Осёдлое жительство они начали иметь на настоящем месте с 1785 года. В 1805 году большая половина из них причислена к Уделу. И жители села состоят из двух обществ: удельного и государственного; то и название села имеется двоякое: по удельному ведомству имеется Новоникольским, а по государственному и по документам церковным именуется Соляным Ериком или Солёным, от солёного свойства в их речки. Известный саратовский краевед Андрей Филиппович Леопольдов писал, что этот ерик (речка) на столько солёный  что вода его не только не годится в пищу человеку, но даже и на пойло скоту".

К сожалению, не было возможности работать с первоисточником, а только лишь с отрывками информации, из перепечатанных, не мной, документов. Надеюсь, всё относящееся к временным отрезкам связанными с местом или действием, в данной статье непогрешительно. В селе с 1805 года стали официально существовать два общества, которых поначалу объединяла церковь, но общества объединить так и не удалось. Причина заключалась, скорее всего, в недовольстве налогами: одни платили больше, другие меньше. И вот, Николаевская церковь была построена в 1881 году. С момента подачи крестьянами  составленного отзыва в Калмыцко-Балкское волостное правление о строительстве новой церкви от 10 апреля 1866 года  до окончания строительства в 1881 году, прошло 15 лет. Эта церковь была приписной к Параскевенской церкви до 1884 года. Закрыта она была в 1935 году, а Параскевенская в 1938 году. На сохранившейся фотографии до затопления старого места села, которую мне , как и другие фотографии и некоторую информацию, передал Пётр Васильевич Кочкин, видна каменная церковь. Это Параскевенская церковь, а Николаевская была деревянной. 

10 декабря 1917 года был организован союз увечных воинов, который был настроен пробольшевистски. Но разница во взглядах среди жителей доходила до того, что крестьяне при новых порядках решили разделить село на две части, на два разных села, каждый со своей церковью: Верхне-Ново-Никольское, бывших казённых крестьян с деревянной Николаевской церковью и Нижне-Ново-Никольское, бывшиз удельных крестьян со старой каменной Параскевенской церковью. Объединение их произошло только в 1928 году.

В Новоникольком была создана селскохозяйственная религиозная община еноховцев "Знамя братского труда".

В 1918-1922 годах в селе Новоникольском служил священник Петр Никанорович Цветков (1878 – 1957), который был женат на Валентине Ивановне Нигровской (1883 – 1957), дочери протоиерея Иоанна Павловича Нигровского (1860-1921), служившего в 1886-1891 годах в Покровской церкви с. Средняя Ахтуба. Их дочь Валентина Петровна Цветкова (1917-2007), стала всемирно известной художницей, проживала в Ялте, и её картины украшают известные музеи, картинные галереи и частные коллекци.

Из посещавших село для общения со своими родственниками широко известен внучатый племянник (от брата священника Альбанова Петра Карповича) прослужившего более 45 лет в Новоникольском священника Иоанна Карповича Альбанова (1818-1891), Валериан Иванович Альбанов (26.05/7.06.1882 – после 1932), штурман, полярный исследователь, автор описания своего путешествия, благодаря которому стал прототипом штурмана Ивана Дмитриевича Климова в романе «Два капитана» Вениамина Александровича Каверина (1902-1989).

Хор Параскевенской церкви села Новоникольское, 1902 год 30 января.

 

В центре - священник Петр Каспиев, служивший в церкви св. мц. Параскевы с 1905 по 1911 годы. Справа от него - священник Николай Попов ( со слов сельчан), слева - регент Роман Иванович Селезнёв.

 


 Список священнослужителей и мирян, претерпевших мучения и смерть от безбожников:

Мартыновский Иван Павлович , священник с. Луго-Широкого Пролейского р-на. Родился 20 мая 1875 г. в с. Виры Харьковского округа, сын псаломщика. 31 января 1938 г. по обвинению в контрреволюционной деятельности назначена высшая мера наказания - расстрел. Расстрелян 4 февраля 1938 г.. Реабилитирован 14 июля 1989 г.

Ястребов Владимир Васильевич , священник с. Луго - Водяного Пролейского р-на. Родился 28 июля 1876 г. в г. Нижний Ломов Пензенской губернии. Арестован 17 января 1938 г. по обвинению в КР групперовке. Расстрелян 4 февраля 1938 г. Реабилитирован 20 июня 1989 г.

Чайко Лаврентий Иванович , священник Вознесенской церкви с. В. Балыклей. Родился 8 августа 1880 г. в с. Корошин Вельского уезда Седлецкой губернии (Польша). Окончил миссионерскую школу при Яблочинском монастыре. Арестован 26 ноября 1937 г. за организацию КР кулацко-церковной группы. Расстрелян 5 марта 1938 г. (с группой). Реабилитирован 4 июля 1989 г.

Алешанов Иван Фролович - священник, служил в с. Луго-Водяное, арестован в тридцатых годах и сослан в Караганду, где и умер в 57 (?) лет. Известно, что ему предлагалось остаться в селе и жить спокойно в обмен на отречение от Христа и снятия с себя сана. Он выбрал Христа.

Ледяев Ермолай Григорьевич .1868 г.р., уроженец с. Нижний Балыклей Пролейского р-на Сталинградской обл., мордвин. Арестован 23 января 1938 г. Обвинялся в КР агитации. 14 января 1938 г. тройкой УНКВД Сталинградской обл. приговорён к ВМН. Расстрелян 5 марта 1938 г. Реабилитирован 4 июня 1989 г.


Ниже фотография священника Власия Дмитриевича Киселёва с семьёй, который служил в Нижнем Балыклее в ц.Михаила Архангела. Он был осужден по обвинению в контрреволюционной деятельности и был приговорён к расстрелу с заменой казни на ссылку в лагерь сроком на 10 лет, где он и умер.

 
   Давыдов Леонтий Андреевич, священник в селе Новоникольское. Родился Леонтий Андреевич в 1871 году в крестьянской семье из села Воскресенское Саратовской области. В 1905 г. окончил миссионерскую школу, до и после революции служил священником. После закрытия местной церкви осенью 1937 года он продолжал жить "без определённых занятий" в селе Новоникольское Пролейского района Сталинградской области.
   Священник Леонтий Давыдов был арестован НКВД 22 января 1938 г. Обвинили его в том, что он "активно проводил контрреволюцтонную агитацию, распространял религиозные листовки и высказывал контрреволюционные повстанческие настроения". На допросе священник признал свою вину, кроме обвинения в пропаганде повстанческих настроений. Уже 31 января священник был приговорён к расстрелу, который приведёнв исполнение 4 февраля 1938 г. Реабилитирован Давыдов Л.А. прокуратурой Волгоградской обл. 14 июля 1989 г.
   (Архив УФСБ по Волгоградской области: фонд №6, ауд № 21389-пф, лл 1,3,5,7, 9-26.) Материал взят из газеты "Православное слово" №8, август 2013.

 

Категория: Блог настоятеля | Просмотров: 1577 | Добавил: Иерей | Рейтинг: 5.0/4
Всего комментариев: 1
1 Савелий  
Помнить — это все равно что понимать, а чем больше понимаешь, тем более видишь хорошего.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Пожертвование
Пожертвовать на нужды храма 'Храм апостола Иоанна Богослова п. Приморск'


День за днём

 

 

 

 

 


Фото Православие.Ru


Архив записей


Календарь
«  Ноябрь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930


Мониторинг СМИ


Друзья сайта
Страничка в православной сети Елицы Общины прихожан и братии Храм апостола Иоанна Богослова п. Приморск width=100 Православная социальная сеть «Елицы»
  • ПРИХОД ХРАМА СВЯТОЙ БЛАЖЕННОЙ КСЕНИИ ПЕТЕРБУРГСКОЙ



  • Храм Иоанна Богослова. Приморск Волгоградская епархия © 2019Все права защищены.Активная ссылка на сайт обязательна при использовании материалов.Разработка и дизайн сайта от Владимира Тимачёва