Одно
из довольно популярных в наши дни верований — реинкарнация, вера в переселение
душ. Иногда людям кажется, что она объясняет почти все.
Почему
некоторые люди рождаются больными — ничего не успели сделать плохого, а
уже страдают? Почему одни рождаются в достатке и получают хорошее
образование, а другие — с самого начала оказываются в атмосфере нищеты,
преступности и болезней? Может быть, они расплачиваются за грехи, совершенные в
прошлых жизнях? С другой стороны, если мы не успеем пройти должный путь
духовного развития в этой жизни, разве не дадут нам второго шанса?
Учение
это, по историческим меркам, недавно проникло в страны христианского мира — оно
приобрело полярность благодаря деятельности, в конце позапрошлого века, Елены
Блаватской, которая попыталась изложить для западного читателя то, что она
полагала «буддизмом». (Надо отметить, что сами буддисты считают писания
Блаватской грубым искажением их веры). Ее проповедь реинкарнации наложилась на
господствовавшие в то время настроения эволюционного оптимизма — все
развивается к лучшему, и каждая следующая инкарнация должна быть лучше
предыдущей.
Для
Буддизма — как и для Индуизма — характерен противоположный, глубоко
пессимистичный взгляды на реинкарнацию. С точки зрения тех традиций, в которых
и возникла вера в переселение душ, это переселение является бедствием и
проклятием.
Жизнь
полна страданий, и реинкарнация означает, что человек переживает эти страдания
вновь и вновь, так, что даже самоубийство не может спасти человека от
тягот существования — он перевоплотится и будет страдать вновь. Бесконечное
хождение по кругу, по ужасному «колесу сансары», из могилы — в утробу, из
утробы — в могилу, рождение на новые страдания, новую смерть, и еще и еще раз,
без конца и без выхода. Цель духовной практики — вырваться из этого
мучительного колеса перерождений.
Совместимо
ли это верование с библейским возвещением?
Нет.
Причем не только с конкретными библейскими стихами (например, говорящими о
воскресении мертвых) но и с общей картиной мира, которую рисует Писание. С
библейской точки зрения, Бог любит свое творение — причем каждого человека
лично, Он ищет установить личные отношения именно с Вами, конкретными,
уникальным человеком с уникальным лицом и именем, с единственной на все
мироздание личной историей. Реинкарнация означала бы, что никакого «Вас» со
своим лицом и именем нет, а есть нечто, что меняет имена и лица, тела и даже
биологические виды.
Если
Вы были сначала мышкой, потом кошкой, потом собакой, потом тигром, потом Петром,
потом Павлом, потом Зульфией, потом Еленой, потом Тадеушем, потом Джоном, потом
коровой — то где же тут Вы-подлинный, и есть ли Вы тут вообще?
При
реинкарнации личная идентичность неизбежно теряется, и это делает также
проблематичной и «расплату за прошлые жизни». Представьте себе, что Вас
арестовывают и бросают в тюрьму. За что? - недоумеваете Вы. Вам объясняют, что
в прошлой жизни Вы были известным китайским разбойником Ма-У, наводившим ужас
на мирных купцов, и вот теперь Вас настигает расплата за Ваши преступления. Но
какое отношение Вы имеете к этому Ма-У? Вы его не знаете и не знали никогда, у
Вас нет ни общих воспоминаний, ни общего языка, ни общей культуры, Ваш характер
сформировался в совершенно других условиях под влиянием совершенно других решений,
которые Вы принимали в своей жизни. Вы даже не его потомок.
Какой
смысл взыскивать с Вас за преступления человека, к которому Вы не имеете
никакого отношения? Что такого связывает Вас с Ма-У, чтобы мы могли говорить о
том, что Вы — это реинкарнировавшийся он, и должны платить по его счетам? Таким
образом, попытки видеть некую «космическую справедливость» в бедах, которые
люди терпят на земле, кончаются ничем — из-за отсутствия личностного преемства
между теми, кто страдает и теми, за чьи преступления они,
предположительно, страдают.
Христианство
говорит, что мы живем в глубоко падшем, поврежденном мире. Ребенок рождается
больным не потому, что он лично согрешил — а потому, что согрешили все мы.
Справедливо ли это по отношению к нему? Конечно, нет. В этом падшем мире
происходит много самой ужасной несправедливости — бывает так, что добрые и
благочестивые люди страдают, а негодяи процветают.
Справедливость
будет восстановлена только Судом Божиим — когда страдания праведников обернутся
вечной славой, а кратковременное торжество злодеев — вечным осуждением. Но пока
мы не должны усматривать в страданиях людей что-то, что они заслуживают — по
крайней мере, заслуживают больше, чем мы. Мы должны стремиться помочь таким
людям и облегчить их страдания — как нам и заповедал Христос.
Часто
люди видят в реинкарнации возможность духовного развития — то, что Вы не
доделали в этой жизни, Вы восполните в следующей. Но для Христианства вопрос
Вашего вечного спасения — это вопрос Ваших отношений с Богом. Человек может
обрести спасение за минуту искреннего покаяния и веры — как тот благоразумный
разбойник, о котором говорится в Евангелии от Луки. В этой жизни у нас есть
исчерпывающие возможности для того, чтобы обрести вечность с Богом — прямо
сейчас мы говорим Богу «да» или «нет».
Предполагаемая
множественность жизней тут ничего не добавит — особенно учитывая, что мы не
помним наших «прошлых жизней» и не можем извлечь из них никаких уроков.
Поэтому
нам не нужно ни ужасаться «колеса сансары», ни рассчитывать на то, что у нас
когда-то в будущих жизнях будет возможность сделать правильный выбор. «Вот,
теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения. (2Кор.6:2)» Решение
обратиться от тьмы — к свету и от власти сатаны — к Богу мы принимаем здесь и
сейчас. И мы принимаем его на всю оставшуюся вечность.
Автор:
Сергей Худиев
|