Православный Храм Иоанна БогословаВторник, 26.10.2021, 22:08

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Расписание богослужений | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории раздела
Блог настоятеля [10]
Апологетика [28]

На нужды храма
Пожертвовать на нужды храма 'Храм апостола Иоанна Богослова п. Приморск'

Новости
[19.08.2021]
Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (0)
[26.07.2021]
Итоговый документ круглого стола «Вакцинация: этические аспекты в свете православного вероучения» (0)
[02.06.2021]
Сбор денежных средств на изготовление купола с крестом для храма апостола Иоанна Богослова в Приморске (0)
[01.05.2021]
Это день, кото­рый сотво­рил Гос­подь, воз­ра­ду­емся и воз­ве­се­лимся в оный! (0)
[01.05.2021]
ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ епископа Калачевского и Палласовского ИОАННА (0)

Наш опрос
Ваше отношение к религии
Всего ответов: 203

Фотолетопись

Православие.Ru Новости

Статистика
Яндекс.Метрика Flag Counter
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа


Главная » 2013 » Декабрь » 26 » Истина относительна
14:12
Истина относительна

Утверждение о том, что всякая истина относительна, ибо речь идет о «моей истине» и т. п., является заблужде­нием. В действительности никакая истина не мо­жет быть относительной, а разговоры о «моей» истине — это просто невнятица. Ведь какое-либо суждение истинно тогда, когда то, что в нем выра­жается, соответствует действительности. К при­меру, утверждение «сейчас в Кракове гремит гром» истинно в том случае, если в Кракове сей­час на самом деле гремит гром. Его истинность или ложность совершенно не зависит от того, что мы знаем и думаем о громе, гремящем в Кракове. Причиной этого заблуждения является смеше­ние двух совершенно различных вещей: истины и нашего знания об истине. Ибо знание об истин­ности суждений всегда является человеческим зна­нием, оно зависит от субъектов и в этом смысле всегда относительно. Сама же истинность сужде­ния не имеет с этим знанием ничего общего: ут­верждение истинно или ложно совершенно неза­висимо от того, знает об этом кто-то или не знает. Если предположить, что в эту минуту в Кракове действительно гремит гром, может случиться, что один человек, Ян, знает об этом, а другой, Кароль, не знает и даже считает, что сейчас в Кракове гром не гремит. В этом случае Ян знает, что ут­верждение «сейчас в Кракове гремит гром» истин­но, а Кароль этого не знает. Таким образом, их знание зависит от того, кто обладает знанием, иначе говоря, носит относительный характер. Од­нако истинность или ложность суждения от этого не зависит. Даже если бы ни Ян, ни Кароль не зна­ли, что сейчас в Кракове гремит гром, а на самом деле гром гремел, наше суждение было бы абсо­лютно истинным независимо от знания об этом факте. Даже утверждение: «Количество звезд Млечного Пути делится на 17», об истинности которого никто не может ничего сказать, все же является либо истинным, либо ложным.

Таким образом, разговоры об «относитель­ной», или «моей», истине — невнятица в полном смысле этого слова; таковой же является и утвер­ждение: «На мой взгляд, Висла протекает через Польшу». Чтобы не бормотать нечто невнятное, сторонник этого суеверия должен был бы согла­ситься с тем, что истина непостижима, т. е. встать на позицию скептицизма.

Ту же «относительность» можно обнаружить в прагматическом, диалектическом и тому подоб­ных подходах к истине. Все эти заблуждения ссы­лаются на некие технические трудности, но в сущ­ности являются следствием скептицизма, сомне­вающегося в возможности познания. Что касается технических трудностей, то они носят мнимый ха­рактер. Например, говорят, что высказывание «сейчас в Кракове гремит гром» сегодня является истинным, а завтра, когда в Кракове гром гре­меть не будет, окажется ложным. Говорят также, что, например, высказывание «идет дождь» истинно во Фрибуре и ложно в Тырнове, если в первом городе идет дождь, а во втором светит солнце.

Однако это недоразумение: если мы уточним суждения и скажем, например, что под словом «сейчас» мы подразумеваем 1 июля 1987 года, 10 часов 15 минут вечера, то относительность исчезнет.

Истина либо абсолютна, либо вообще не суще­ствует. Утверждать же, что абсолютной истины нет,— значит впадать в суеверие.

Юзеф Бохеньский. Сто суеверий. Краткий философский словарь

Автор: 

Юзеф Бохеньский

 


Категория: Апологетика | Просмотров: 1342 | Добавил: Иерей | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Пожертвование
Пожертвовать на нужды храма 'Храм апостола Иоанна Богослова п. Приморск'


День за днём

 

 

 

 

 


Фото Православие.Ru


Архив записей


Календарь
«  Декабрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031


Мониторинг СМИ


Друзья сайта
Страничка в православной сети Елицы Общины прихожан и братии Храм апостола Иоанна Богослова п. Приморск width=100 Православная социальная сеть «Елицы»
  • ПРИХОД ХРАМА СВЯТОЙ БЛАЖЕННОЙ КСЕНИИ ПЕТЕРБУРГСКОЙ



  • Храм Иоанна Богослова. Приморск Волгоградская епархия © 2021Все права защищены.Активная ссылка на сайт обязательна при использовании материалов.Разработка и дизайн сайта от Владимира Тимачёва