Утверждение о том, что всякая истина относительна, ибо речь идет
о «моей истине» и т. п., является заблуждением. В действительности никакая
истина не может быть относительной, а разговоры о «моей» истине — это просто
невнятица. Ведь какое-либо суждение истинно тогда, когда то, что в нем выражается,
соответствует действительности. К примеру, утверждение «сейчас в Кракове
гремит гром» истинно в том случае, если в Кракове сейчас на самом деле гремит
гром. Его истинность или ложность совершенно не зависит от того, что мы знаем и
думаем о громе, гремящем в Кракове. Причиной этого заблуждения является смешение
двух совершенно различных вещей: истины и нашего знания об истине. Ибо знание
об истинности суждений всегда является человеческим знанием, оно зависит от
субъектов и в этом смысле всегда относительно. Сама же истинность суждения не
имеет с этим знанием ничего общего: утверждение истинно или ложно совершенно
независимо от того, знает об этом кто-то или не знает. Если предположить, что
в эту минуту в Кракове действительно гремит гром, может случиться, что один
человек, Ян, знает об этом, а другой, Кароль, не знает и даже считает, что
сейчас в Кракове гром не гремит. В этом случае Ян знает, что утверждение
«сейчас в Кракове гремит гром» истинно, а Кароль этого не знает. Таким
образом, их знание зависит от того, кто обладает знанием, иначе говоря, носит
относительный характер. Однако истинность или ложность суждения от этого не
зависит. Даже если бы ни Ян, ни Кароль не знали, что сейчас в Кракове гремит
гром, а на самом деле гром гремел, наше суждение было бы абсолютно истинным
независимо от знания об этом факте. Даже утверждение: «Количество звезд
Млечного Пути делится на 17», об истинности которого никто не может ничего
сказать, все же является либо истинным, либо ложным.
Таким образом, разговоры об «относительной», или «моей», истине
— невнятица в полном смысле этого слова; таковой же является и утверждение:
«На мой взгляд, Висла протекает через Польшу». Чтобы не бормотать нечто
невнятное, сторонник этого суеверия должен был бы согласиться с тем, что
истина непостижима, т. е. встать на позицию скептицизма.
Ту же «относительность» можно обнаружить в прагматическом,
диалектическом и тому подобных подходах к истине. Все эти заблуждения ссылаются
на некие технические трудности, но в сущности являются следствием скептицизма,
сомневающегося в возможности познания. Что касается технических трудностей, то
они носят мнимый характер. Например, говорят, что высказывание «сейчас в
Кракове гремит гром» сегодня является истинным, а завтра, когда в Кракове гром
греметь не будет, окажется ложным. Говорят также, что, например, высказывание
«идет дождь» истинно во Фрибуре и ложно в Тырнове, если в первом городе идет
дождь, а во втором светит солнце.
Однако это недоразумение: если мы уточним суждения и скажем,
например, что под словом «сейчас» мы подразумеваем 1 июля 1987 года, 10 часов
15 минут вечера, то относительность исчезнет.
Истина либо абсолютна, либо вообще не существует. Утверждать
же, что абсолютной истины нет,— значит впадать в суеверие.
Юзеф Бохеньский. Сто суеверий. Краткий философский словарь
Автор:
Юзеф Бохеньский
|