Поместная Церковь: Уитнесс Ли умер, но дело его живет
В прошлом году движение, известное окружающим под именем "Поместной Церкви", пережило смерть своего основателя, Уитнесса Ли. Тогда же началось расширение программ евангелизма и ученичества. Этот рост проявляется в заметном улучшении страницы движения в Интернете, развитии периодических изданий, увеличении количества аудио- и видеоматериалов и ежедневных радиопередач, приобретении комплекса административных зданий для сбора и рассылки публикаций издательства "Живой поток", рекламе в консервативных периодических изданиях и в агрессивных программах евангелизма, которые привлекают людей из самых разных христианских церквей.
Смерть основателя
Уитнесс Ли, китаец по происхождению и основатель "Поместной Церкви", скончался 9 июня 1997 года в возрасте 91 года. К этому моменту его семья состояла из жены, 8 детей, 23 внуков и 17 правнуков. Ли родился в Китае в 1905 году и жил там вплоть до коммунистического переворота, когда, спасаясь от преследования властей, он присоединился к прочим китайским беженцам на Тайване.
Сообщение о смерти Ли было практически сразу же опубликовано официальным журналом движения "Поток". Журнал опубликовал мемориальную статью о жизни и служении Уитнесса Ли, которая часто отражала его глубокую привязанность к характерным спорным взглядам, которыми его движение отличалось на протяжении всей своей истории как в Америке, так и за рубежом.
История
Уитнесс Ли вырос в китайской христианской семье и получил образование в англоязычных приходских школах. В молодости - по разным сведениям, в 19 или 21 год - он посвятил себя полновременному христианскому служению. Он стал учеником, а затем и сотрудником китайского христианского мистика Вочмана Ни. В 1934 году Вочман Ни поручил Ли заботу о своей Комнате Евангельской Книги в Шанхае. После того, как в 1952 году Ни был арестован, Уитнесс Ли сменил его на посту руководителя движения, известного под названием "Малое стадо".
Незадолго до коммунистического переворота в Китае Ли, вместе со многими другими последователями Ни, эмигрировал на Тайвань. Там они основали издательство под названием "Тайваньская Комната Евангельской Книги"и цепь церквей, которая, по некоторым сообщениям, уже через пять лет насчитывала свыше 20 000 приходов. После смерти Ни в 1972 году Ли de facto стал руководителем движения во всем мире и Соединенных Штатах.
В 1962 году Уитнесс Ли объявил, что Бог призывает его переехать в США. Он быстро основал "Церковь в Лос-Анджелесе"и вскоре последователи "Малого стада"с Тайваня перебрались туда. Церковь быстро пополнялась за счет новообращенных американцев, и вскоре стали возникать новые собрания -сначала в Лос-Анджелесе и Орандж Каунти, а затем по всей стране. В 1965 году Ли основал служение "Живой поток", которое стало издательским филиалом движения.
Критика и возражения
Отвергая любые названия, но резко отделяя себя от всех прочих христианских церквей, конфессий и движений, последователи Ли объединялись в поместные церкви, различаемые по названиям местности: "Церковь в Анахейме", "Церковь в Чикаго" и т.д. Причиной значительных разногласий, окружавших движение, был его эксклюзивизм и даже откровенная враждебность к церквям, входившим в какую-либо конф ессию или организованных по какому-либо иному принципу, нежели поместный. Своеобразные воззрения Ли относительно того, что считать существенным христианским учением, а также некоторые практические методы Поместных Церквей также вызвали критические высказывания со стороны широкой евангелической общественности.
Хотя Ли и его сторонники уверяли, что он стремится к восстановлению единства внутри Тела Христова, большинство окружающих полагали, что характерное учение Ли о поместности в действительности разделяет Тело Христово, поскольку Ли считал Поместные Церкви единственным подлинным выражением Тела Христова в любой местности. Особенности учения и поклонения в церквях Ли, а также нежелание их членов называть свою церковь иначе чем "Церковь в [название города]" или - применительно к движению в целом -"Господне восстановление"заставили многих христиан задаться вопросом, не является ли Поместная Церковь Уитнесса Ли сектой или культом.
Д-р Уолтер Мартин, основатель Христианского исследовательского института, так описывал трудности, с которыми встречается попытка классифицировать Поместную Церковь как историческое христианство или, наоборот, отнести ее к числу культов:
"Прежде всего следует отметить, что Поместная Церковь, руководимая Уитнессом Ли, отличается от других групп и движений, описанных в этой книге, и, по большей части, состоит из христиан, запутавшихся в основных учениях христианства. Таким образом, следует четко разделять небиблейские учения и проявления, существующие в этой группе, и принадлежащих к ней людей, которых можно назвать сбившимися с пути христианами. Поместную Церковь нельзя назвать культом в классическом смысле этого слова, однако в некоторых областях богословия и практики это движение имеет явно культистские черты ".
После Церкви Саентологии, Поместная Церковь, наверное, является самой сутяжнической религиозной группой, поскольку она без промедления подает в суд на своих критиков. Уже многие годы она прибегает к угрозам судебных преследований, чтобы убедить исследователей и издателей воздержаться от публикации любой критики в адрес Уитнесса Ли или литературы "Живого потока".
Известной христианской организации из Беркли под названием Spiritual Counterfeits Project, занимающейся апологетикой и исследованием культов, пришлось реорганизоваться после вынужденного объявления о своем банкротстве, поскольку необходимость защищаться в бесконечных судебных процессах истощила ее финансы. Многие другие христианские авторы и издатели либо отказались от критики учений и деятельности Поместной Церкви, либо существенно изменили свои аргументы, сведя до минимума положения, которые могут повлечь за собой судебные разбирательства.
Поместные Церкви объясняют свои судебные иски в адрес других христиан и церквей тем, что они попросту отстаивают свою репутацию в глазах общества, христианских и светских кругов и своих собственных членов. Кроме того, Поместные Церкви сообщили о своем отношении к критическим материалам многим христианским книготорговцам, и теперь некоторые из них опасаются серьезных последствий, если не уберут критическую литературу со своих прилавков.
Припертые к стенке критики, в свою очередь, апеллируют к своему праву на свободу слова, которая подразумевает право письменно или устно публично критиковать общественную деятельность других религиозных проповедников. В агрессивных контратаках Поместных Церквей они видят попытку ущемления своего права на свободу слова в вопросах религии, подразумевающего право человека называть чьи-либо доктринальные убеждения "еретическими"или неистинными в свете его понимания Писаний.
Доктринальные особенности
Несомненно, одним из наиболее спорных доктринальных отличий Поместной Церкви являются воззрения Ли относительно учения о Троице. Язык, метафоры и иллюстрации, которые он использовал применительно к Троице, наводят на мысль о смешении Лиц Троицы и о том, что существо Бога на протяжении времени менялось от одного Лица к другому. В истории подобные взгляды известны под именем модалистического монархианства или просто модализма. В наше время модалистских взглядов придерживается Объединенная Пятидесятническая церковь. Тем не менее, обвинения в том, что Ли или современные Поместные Церкви проповедуют модализм, категорически отрицаются "Живым потоком".
Учение об "изменяющемся Боге"можно увидеть в словах Ли (с которыми и по сей день согласен "Живой поток") о том, что "Бог во Христе прошел через длинный процесс - процесс воплощения, распятия, воскресения и вознесения. Тот самый Бог из 1-й главы Бытия прошел такой процесс… Сегодня, после приготовления, сам Христос является Духом животворящим… Этот Христос, после Своего приготовления, теперь является животворящим Духом". Рассуждая на эту же тему в процессе изучения 8-й главы Послания к римлянам, Ли добавляет: "В Римлянам 8 говорится о процессе - процессе, посредством которого Триединый Бог стал животворящим Духом, обитающим в нашем духе… Таким образом, в этой главе у нас есть четыре процесса, через которые прошел Триединый Бог: воплощение, распятие, воскресение и вознесение". Хотя "Живой поток"и не видит модализма в учениях Ли, его обыкновение приписывать события из жизни Сына Троице очень напоминает идеи модалистов ранней Церкви, которых также именовали "патрипассианами", поскольку они учили, что Отец пострадал на кресте, как Сын.
Непонимание Уитнессом Ли Лиц Троицы очевидно проявляется в его объяснении того, как Троица лично обитает в каждом верующем как Святой Дух - точка зрения, которую большинство христианских церквей сочтет нетрадиционной: "Как животворящий Дух, приготовленный Триединый Бог обитает в нас, чтобы раздавать нам жизнь тремя путями… Здесь Христос - это сам Триединый Бог, ставший обитающим в нас Духом… По этой причине мы можем сказать, что, согласно Римлянам 8, Триединый Бог раздается в трехчастного человека и дает жизнь духу, душе и телу человека".
Что касается вызывающего много споров учения Поместной Церкви о том, что христиане "обожествляются"и становятся "богами", это, как поясняет Уитнесс Ли, происходит через возрождение: "Возрождение происходит через воскресение Христа, чтобы Он мог дать погибшим грешникам божественную жизнь как власть быть детьми Божьими, рожденными от Бога по роду Его"(курсив наш - Р. и Г. П.). Во второй части этого поучения Ли объяснил, что возрождение "приводит нас в божественное существо и делает нас божественными личностями".
В другом случае Уитнесс Ли замечает:
"Деяния -это распространение, рост и увеличение этого чудесного Лица [Иисуса Христа]. Это чудесное Лицо было ограничено и ограничено маленьким человеком Иисусом, но в Деяниях Он был воспроизведен, взращен и увеличен. Он возрос, распространившись в Петра, Иакова, Иоанна, Стефана и даже Павла из Тарса. Он распространился в десятки тысяч, даже сотни тысяч Своих верующих, сделав их всех частью Себя. Говоря в целом, все эти верующие вкупе с Ним стали совокупным Христом".
Еще одно необычное учение, сначала изложенное Ли, а сегодня утверждаемое Поместными Церквями, состоит в том, что грехопадение Адама подразумевало его смешение с сатаной. Ли говорил: "Хотя человек был сотворен хорошим, развращенная природа сатаны вошла в его тело, когда он вкусил от плода дерева познания. Дерево познания обозначало сатану, лукавого, который имеет власть смерти. Таким образом, когда человек вкусил от плода дерева познания, сатана вошел в его тело… Сатана в нашей плоти ненавидит Бога, обманывает человека и прилагает все усилия к тому, чтобы нанести вред человечеству и разрушить его".
Большинству христиан покажется странной привычка Ли буквально истолковывать библейские фигуральные выражения. Например, объясняя фразу "живая вода", произнесенную Иисусом в 4-й главе Иоанна, Ли писал: "Всякий раз, когда мы поклоняемся Богу в нашем духе, это значит, что мы пьем Бога, как живую воду. Когда вы восхваляете Бога своим духом, вы немедленно делаете глоток. Сказав: "Слава Богу! О Отец, я поклоняюсь Тебе", - от своего духа, вы выпьете живой воды. Соединяться с Богом духом в нашем духе значит пить живую воду, а пить живую воду значит воздавать Богу настоящее поклонение".
Многие, посетившие собрание Поместной Церкви, столкнулись там с практикой, именуемой "молитвочтение" и неизвестной другим церквям. Во время собраний это выглядит как чтение библейского текста нараспев. Уитнесс Ли описывал "молитвочтение" так: "Просто молитвенно читайте Слово. Молитесь словами Библии в точности так, как они звучат. В конце концов, вы увидите, что вся Библия - это молитвенник! Вы можете открыть Библию на любой странице и начать молиться с любой части Слова… Хотя вы, возможно, не поймете какой-то отрывок, вы все же питаетесь, молитвенно читая его, поскольку нечто от Бога реально присутствует в Его Слове; Слово Бога -это само Его дыхание [Дух]".
Распространение трудов Ли
Толкования и учения Ли сохранились в опубликованных книгах, пособиях по изучению Библии, в его собственном "Восстановительном" переводе Библии, в статьях, брошюрах, аудио- и видеокассетах, а также в виде файлов на странице в Интернете. Эти публикации весьма многочисленны и, похоже, составляют абсолютное большинство источников учения для членов Поместных Церквей. В статье, опубликованной в "Потоке"после смерти Ли, говорилось:
"Он продолжил издавать труды Вочмана Ни на английском языке и начал публиковать свои собственные работы. Он оставляет после себя изобильное представление истины в Библии… Его главный труд, "Жизнеизучение Библии", представляет собой 25 000 страниц толкований на каждую книгу Библии… Многочисленные проведенные им конференции [в записи]… составляют более 400 названий. Большое их число было переведено по меньшей мере на четырнадцать языков… Под руководством Уитнесса Ли вся Библия была переведена на английский язык под названием "Восстановительный перевод", и он сам был главным редактором нового перевода Нового Завета на китайский язык".
Служение "Живой поток"использует возможности электроники и Интернета, чтобы распространить уникальные учения Уитнесса Ли и Поместной Церкви еще дальше. Посетители страницы служения в Интернете могут скачать себе каталоги распространяемых книг и кассет, а сделать заказ можно, позвонив по телефону в офис "Живого потока" в Анахейме.
Посетители Веб-страницы могут бесплатно подписаться на ежедневное электронное издание eManna, в котором всегда содержится "разъяснение", то есть толкование и применение какого-либо отрывка из Библии. Разъяснения берутся из работ Ли в большей степени, нежели из всех прочих источников, вместе взятых.
Журнал "Поток", издаваемый как на бумаге, так и в электронном виде, и распространяемый по почте или через Интернет, "посвящен публикации работ Вочмана Ни и Уитнесса Ли".
"Жизнеизучение Библии" Уитнесса Ли - это 30-минутная ежедневная радиопередача, которая, по словам "Живого потока", "посвящена наслаждению божественной жизнью, открытой в Писаниях". Передача транслируется более чем тридцатью радиостанциями в США и Центральной Америке.
Что ожидает Поместную Церковь в будущем?
Хотя "брат Ли"уже умер, движение, похоже, без особых проблем пережило его уход. Распространение трудов Уитнесса Ли продолжается с не меньшей энергией. Значительные шаги к сближению Поместной Церкви с историческим христианством уже заметны в рекламе движения и в его электронных и печатных изданиях, а также в недавно возникшем богословском журнале Affirmation and Critique, который пытается подвести историческое и библейское основание под характерные особенности Поместной Церкви, при этом не оставляя сомнительных учений Уитнесса Ли.
По некоторым сообщениям, служение "Живой поток", отвечающее за публикацию работ Уитнесса Ли и Поместных Церквей, приобрело большой офисный комплекс в Анахейме, штат Калифорния, за 30 млн. долларов. Это позволило перевести под одну крышу все основные службы с возможностью дальнейшего значительного расширения. Новая собственность площадью более 11 га "по некоторым данным, может предоставить 1600 парковочных мест и удобно устроить 7000 святых".
Возможно, Уитнесс Ли и "получил свою награду", однако земные "награды"основанного им движения, по-видимому, не убывают. Его учения порождают проблемы в учении и жизни, и на этот факт ссылаются многие бывшие члены Поместных Церквей, призывающие писателей и издателей отстаивать свое право публично критиковать идеи, с которыми они не согласны. Между тем, новообращенные по обыкновению принимают взгляды Ли за "восстановление" библейского учения, которое не найти ни в одной другой церкви.
Останутся учения и принципы Поместной Церкви в рамках наследства Уитнесса Ли или нет, очевидно, что попытки этого движения сблизиться с историческим христианством еще не скоро убедят скептиков в его библейской ортодоксальности.
|