Возлюбленные о Господе всечестные отцы, братья и сестры! Примите мои поздравления с великим и спасительным праздником Рождества Христова!
Ежедневно в храмах на богослужении повторяется великое ангельское славословие, посвященное этому событию: Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человеках благоволение (Лк.2, 14). Более двух тысяч лет отделяют нас от времени Рождества, а мы его постоянно вспоминаем. Почему так?
С рождением Христа Спасителя от Девы Марии человеческое естество в Его Лице соединилось с естеством Божественным. В этом смысле Господь Спаситель есть Родоначальник обновленного благодатию человечества, Новый Адам и Восстановитель в верующих начального благодатного состояния, присущего человеческой природе до грехопадения. Прежде всего, рождение Христа Бога, - выражаясь богослужебным языком, - воссияло миру свет разумения (Божества). Из людей первые волхвы, служащие звездам, были учимы звездою поклоняться (Христу) – Солнцу Правды,- и ведать Его, - Восток с высоты (Тропарь праздника). С Рождеством Христовым постепенно прекратилось прельщение людей идолами. Языческие народы, издревле погибающие в страстях, по вере во Христа стали противостоять греху. Вочеловечившийся Спаситель разрушил препятствия ко входу падших людей в рай. Он привел вновь ко вкушению райской пищи, будучи Сам Древом жизни. Вкушающие от плода этого Древа в таинстве Святого Причащения принимают силу вечной жизни. Ясное осознание этих важных следствий события Рождества Христова должно подвигнуть всякого верующего к благодарению Бога Спасителя и прославлению Божией Матери, бывшей Посредницей Боговоплощения.
Что принесем Богомладенцу Христу за явление на земли нас ради? - спрашивает один из церковных песнопевцев от лица Церкви. Отвечая напоставленный вопрос, он же говорит: Каждая из бывших чрез Него тварей приносит Ему благодарение: Ангелы приносят – пение, небеса – звезду, волхвы – дары, пастыри – чудо, земля – вертеп, пустыня – ясли. Мы же – Матерь Деву (Велик. Вечерня).
Сейчас мы коснулись тех высоких мыслей, содержащихся в сегодняшнем праздничном богослужении. Нужно стараться его знать, любить и ценить. Это – важнейшая часть нашей православной культуры, воспринятой от древней Византии. Хорошо знакомиться с этой культурой уже с детского возраста, когда идет живое познание и восприятие окружающего мира. Уже в рамках средней школы для этого предоставлена возможность – на уроках предмета «Основы православной культуры». Но нужно понимать, что ничто не заменит родительского участия и примера. Поэтому и взрослым нужно пополнять свои знания самостоятельно, на занятиях воскресных групп для взрослых, которые должны быть при каждом храме. Важна осознанная вера, которая будет вести к выстраиванию в соответствии с ее принципами всей жизни человека. Если этого не происходит, то получается по слову Апостола: вера, если не имеет дел, мертва сама по себе (Иак.2, 17). Под делами Апостол особенно подразумевал дела милосердия: как милосердия вещественного – призирать сирот и вдов в их скорбях (Иак.1, 27), так милосердия и духовного – обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти (Иак.5, 20). Так нужно действовать и в наше время: активно творить дела милосердия, что в общем называют социальным служением, но не забывать и о научении истинам спасительной православной христианской веры, ибо только в ней возможно наследовать истинную жизнь с Богом.
Благословение Божие да пребывает со всеми вами.
С любовью о родившемся Спасителе нашем,
епископ Калачевский и Палласовский Рождество Христово 2016/2017 года |