Память 5 января
Святой пророк Михей, сын Иемвлая266 был современником пророка Божья Ильи и жил во времена Ахава, царя Израильского267 и Иосафата, царя Иудейского268. Михей пророчествовал изустно и предвозвестил несчастный конец войны Ахава против Сирии. Однажды Иосафат прибыл в Самарию269, чтобы посетить Ахава. Вспомнив, что Рамоф город Галаадский270, которым владели Сирийцы, прежде принадлежал царству Израильскому, Ахав просил Иосафата идти общими силами войною против Сирии271. Благочестивый царь иудейский соглашался на это, но прежде выступления в поход хотел узнать волю Божью из уст пророков. Тогда Ахав призвал к себе пророков Ваала272. Сии ложные пророки, представ пред обоими царями, сидевшими на великолепных престолах во вратах Самарийских предвозвещали Ахаву победу над Сирийцами. Но Иосафат спросил, нет ли здесь еще пророка Господня, чтобы чрез него вопросить Господа.
– Есть еще один человек, чрез которого можно вопросить Господа, – отвечал Ахав, – но я не люблю его, потому что он не пророчествует обо мне доброго, а постоянно пророчествует худое; это – Михей, сын Иемвлая.
– Не говори так царь, – возразил Иосафат.
Тотчас же Ахав велел позвать Михея.
Царь спросил его:
– Михей, идти ли нам на Рамоф Галаадский, или удержаться?
Михей отвечал:
– Я видел всех сынов Израиля, рассеянных по горам, как овец, у которых нет пастыря, и сказал Господь: нет у них начальника, пусть возвратятся каждый в дом свой с миром.
Тогда Ахав дал приказание отвести пророка Михея в темницу и давать ему там лишь понемногу хлеба и воды, доколе он (Ахав) не возвратится с миром.
На это Михей заметил:
– Если возвратишься в мире, то не Господь говорил чрез меня.
Ахав не послушался пророческих слов святого Михея и открыл войну с Сирийцами, но в первом же сражении получил смертельную рану273, а Иосафат со своим войском возвратился в Иудею.
* * *
266 Сей пророк Михей не принадлежал числу 12 так называемых «меньших пророков» и жил в IX веке. Святой же пророк Михей из числа «меньших пророков» жил и пророчествовал лет на 130 позже.
267 Ахав сын Амврия, – царь Израильский; он сочетался браком с нечестивою Иезавелью, дочерью царя Сидонского, и вместе с нею ввел новое идолослужение в царстве Израильском – служение Ваалу и Астарте – божествам Сидонским. При нем жил и грозно обличал его нечестие пророк Божий Илья Фесвитянин.
268 Иосафат, сын Асы, благочестивый царь иудейский, царствовал с 914 по 889 г. до Р. Х.
269 Самария – главный город царства Израильского. Город сей построен Амврием царем Израильским, отцом Ахава, за 925 лет до Р. Хр. и до самого разрушения царства Салманассарома, царем Ассирийским оставался главным городом и резиденцией царей Израильских.
270 Рамоф – город Галаадский, ныне – Сальт, лежащий при подошве горы Галаадской. – Галаад – страна Заиорданская.
271 Сирия – в обширном смысле означает обширную землю между Средиземным морем и Евфратом. Во время своей самостоятельности она разделялась на многие царства, из которых самым могущественным было царство Дамасское, которое в настоящем случае здесь и разумеется. В царствование Ваассы и Амврия, царей Израильских Венадад, царь Сирийский, овладел несколькими городами Израильскими. При сыне Амврия, Ахаве, Венадад 2-й, сын предыдущего, осадил саму Самарию, но попал в плен, и принужден был заключить мир, возвратив Ахаву завоеванные отцом его города; однако, Рамоф Галаадский остался в руках Сирийцев.
272 Ваал – главное божество Финикиян, под именем которого они обоготворяли главным образом солнце. Введши с Иезавелью в царстве Израильском служение Ваалу и Астарте, Ахав особенно покровительствовал ложным пророкам Валовым, содержал их в числе около тысячи человек на своем царском иждивении.
273 Это было около 878 года до Р. Хр. |