Имя Аггей в переводе с еврейского языка означает – праздничный, торжественный.
Святой пророк Аггей, один из 12-ти малых пророков, происходил из колена Левиина, родился в плену Вавилонском, в юношеском возрасте возвратился из Вавилона в Иерусалим, где и пророчествовал вместе с пророком Захариею при Персидском царе Дарии Гистаспе, за 500 с лишком лет до воплощения Христова (Агг. 1, 1; 2, 15, 18) [1].
Иудеи, возвратившись из плена Вавилонского, приступили к построению храма, но в дела построения вмешались самаряне, участие которых в построении храма было отклонено иудеями, желавшими сохранить чистоту и неприкосновенность богослужения от всего нечистого языческого. Работы по построению храма были прекращены. Иудеи посчитали, что время построения храма еще не приспело (Агг. 1, 2) и занялись построением и украшением собственных домов (Агг. 1, 4).
В это время посылает Господь к иудеям пророка Аггея с обличением и угрозами, а также и обещанием высшей помощи и славным пророчеством о превосходстве и величии второго храма перед первым. Всех речей пророка Аггея, относящихся к сооружению храма – четыре (Агг. 1, 2-15; 2, 1-9; 10-19; 20-23).
В первой речи (Агг. 1,2-15) пророк вскрывает действительную причину остановки построения храма и показывает ее несостоятельность, настоятельно требует возобновления работ по постройке храма, указывая при этом на переживаемые народом в настоящем и возможные еще в будущем бедствия, как на проявление гнева Божия за пренебрежение к делам Божиим.
Вторая речь (Агг. 2, 1-9) содержит увещание бодро продолжать постройку храма, не смущаясь видимою ее бедностью и недостатком средств доставить новому храму благолепие первого, Соломонова храма, затем показывает те высокие духовные блага – милости завета Божия и благодати присутствия Иеговы, а затем и Мессии, которые будут присущи новому храму еще в большей степени, чем первому храму.
В третьей речи (Агг. 2, 10-19) пророк для поддержания ревности строителей храма указывает на то, что без храма, в котором люди получают очищение и освящение, все были нечисты, самые жертвы были не угодны Богу, и Бог в гневе Своем наказывал людей неплодородием земли, но когда иудеи показали уже ревность свою к устройству храма, Господь возвещает Свое благословение народу и все духовные и материальные блага, которые оно приносит людям.
Последняя, четвертая, речь (Агг. 2, 20-23) обращена к Зоровавелю [2] и возвещает ему как потомку Давидову и верному покорному рабу Иеговы в деле построения храма, целость, сохранение и благосостояние под особенным покровительством Иеговы – в то именно время, как произойдут великие политические перевороты и мировые катастрофы.
Таким образом, цель и смысл деятельности пророка Аггея заключались в том, чтобы объяснить народу причины его бедственного состояния и неуспеха в трудах и начинаниях его, поднять павший дух переселенцев, убедить угрозами и увещаниями в скорейшей постройке храма, вдохнуть веру в непреложность заветных отношений Бога к иудеям и обетовании Божиих, которые будут выполнены именно в строящемся храме – убедить, что в нем явится Мессия и положит основание Своему вечному и всемирному царству, и что имеющие предшествовать тому перевороты среди земных царств не будут роковыми для иудеев, как стоящих под покровительством Божиим.
Святой пророк Аггей первый воспел «Аллилуиа» при восстановлении храма, скончался он в Иерусалиме и с честью был погребен близ священнических гробов, так как происходил из священнического рода. Как славный и великий пророк, он был любим и чтим всеми.
Пророк Аггей, первый после Вавилонского плена пророк Божий, оставивший свое писание. Книга пророка Аггея состоит из 2-х глав и имеет важное историческое значение, как бросающая определенный свет на первые дни и годы жизни иудеев по возвращении из плена. В ней верно отмечается точность и определенность хронологических дат и всей исторической ситуации жизни иудеев данного периода. Важна мысль пророка о том, что Бог небрегущих о славе имени Его наказывает бесплодием (Агг. 1, 6; 9-11; 2, 16-17; 19). Глубоко важна и оправдана Новым Заветом мессианская мысль о превосходстве славы второго Иерусалимского храма пред славою первого, и о грядущем даровании мира во втором храме (Агг. 2, 9). В этом храме явился и проповедовал Свое Евангелие мира Господь Иисус Христос. Даже два законнических вопроса (Агг. 2, 11-14) ставятся и решаются не только в точном согласии с буквою закона (Лев. 6, 26; Чис. 19, 22), но и сопровождаются у пророка определенными и возвышенными нравственными требованиями. Также высокий теологический и мессианский смысл имеет идея, что среди потрясений народов и царств, Господь неба и земли спасает избранных и всех их воспринимает в Свое непоколебимое Царство (Агг. 2, 6-7; 21-22). В языке книги, как происшедшей уже после Вавилонского плена, немало стилистических особенностей библейско-еврейского языка в его позднейшей стадии развития.
Память святого пророка Аггея Православная Церковь празднует 16 (29) декабря.
Тропарь, глас 2
Пророка Твоего Аггея память, Господи, празднующе, тем Тя молим: спаси души наша.
Кондак, глас 4
Просветившееся Духом чистое твое сердце, пророчества бысть светлейшаго приятелище: зриши бо, яко настоящая, далече сущая; сего ради тя почитаем, пророче блаженне, Аггее славне.
Величание
Величаем тя, пророче Божий Аггее, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего. |