Дорогие братья и сестры!
4/17 июля Святая Русская Православная Церковь отмечает день памяти Святых Царственных Страстотерпцев: царя Николая, царицы Александры, царевича Алексия, великих княжен Ольги, Татияны, Марии и Анастасии. А на следующий день мы воспоминаем преподобномучениц великую княгиню Елисавету и инокиню Варвару (5/18 июля).
Подвиг празднуемых нами святых потрясает своим величием и той силой духа, с которой они пошли на великие страдания за Христа, Его Святую Церковь и Россию. Когда читаешь исторические исследования, посвященные расстрелу Царской Семьи, поражаешься безмерности совершенного злодеяния и глубиной смирения перед лицом страшных испытаний Святых Страстотерпцев. В Послании почившего Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в связи с 90-летием убиения Царя и Его семьи говорилось: «степень христианского отношения человека к миру и к себе самому измеряется тем, в какой мере мы готовы принять страдания, встречающиеся на нашем жизненном пути. Мы призваны видеть в этих испытаниях не простую случайность, а скорбный и в то же время радостный путь подражания Христу, которым Господь ведет нас ко спасению. Потому мы вновь и вновь мысленно обращаемся к воспоминаемому ныне трагическому событию российской истории, дабы духовно осмыслить прошлое и настоящее нашего народа». Воистину, подвиг Царственных Страстотерпцев не просто перевернул страницу в трагической истории России 20-го века, он стал образцом великой силы духа и упования на Промысел Божий верующего христианина перед лицом надвигающихся испытаний.
Событие, которое повлекло за собой неисчислимые беды для России и ее народа, произошло в ночь с 16 на 17 июля 1918 года в Екатеринбурге в подвале Ипатьевского дома, где были зверски убиты Государь Император Николай Александрович, его семья и верные люди, добровольно оставшиеся с Царственными узниками и разделившие их участь: лейб-медик Е.С. Боткин, горничная А.С. Демидова, повар И.М. Харитонов и лакей А.Е. Трупп. Несколькими днями раньше были зверски убиты дядька Наследника Престола К.Г. Нагорный и служивший на Царской яхте «Штандарт» И.Д. Седнёв, а также сопровождавшие Государя от Царского Села до Екатеринбурга граф И.Л. Татищев и князь В.А. Долгоруков. Несколько позднее смерть постигла двух замечательных женщин — гоф-лектрису Е.А. Шнейдер и фрейлину графиню А.В. Гендрикову. Ровно через сутки после гибели Семьи Государя была совершена зверская казнь Великой Княгини Елизаветы Феодоровны, Великого Князя Сергея Михайловича, сыновей замечательного поэта Великого Князя Константина Константиновича [К.Р.] Иоанна, Константина и Игоря и юного поэта князя Палей, сына Великого Князя Павла Александровича. С ними мученическую смерть претерпели верная спутница Елизаветы Феодоровны монахиня Варвара (Яковлева) и служащий Великого Князя Сергея Михайловича Ф.Ф. Ремез.
Великий грех, преступление пред Богом и человеком — убийство ни в чем неповинных людей, женщин, детей, Помазанника Божьего. День их мученической кончины — день нашей скорби, день воспоминания греха цареубийства, оплакивания наших грехов. Это грех всего русского народа того времени, ведь лишь немногие тогда вставали на защиту Царя, большинство же либо молча взирало либо одобряло происходящее беззаконие. Да и мы, современные православные христиане, как часто задумываемся о том, что случилось с Императором России и его Семьей в ту страшную ночь? Нет ли в нас самих «страха ради иудейска» малодушия и трусости при исповедании мученического подвига Царской Семьи перед лицом мира сего? И не были бы мы, хотя и не прямыми, но косвенными виновниками гибели Царя, если бы оказались в том время в той России со своим малодушием и молчанием?
О духовной связи Царя-страстотерпца и русского народа за два года до мученической кончины Царской Семьи, в 1916 году, преподобный оптинский старец Анатолий (Потапов) говорил:«нет греха большего, чем сопротивление воле Помазанника Божия. Береги Его, ибо Им держится земля Русская и Вера Православная... Судьба Царя — судьба России. Радоваться будет Царь — радоваться будет и Россия. Заплачет Царь — заплачет и Россия... Как человек с отрезанной головой уже не человек, а смердящий труп, так и Россия без Царя будет трупом смердящим».
Великий праведник земли Русской святой Иоанн Кронштадтский в 1905 г. писал: «Царь у нас праведной и благочестивой жизни, Богом послан ему тяжелый крест страданий, как Своему избраннику и любимому чаду, как сказано тайновидцем судеб Божиих: «Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю» (Отк. 3,19). Если не будет покаяния у русского народа, конец мира близок. Бог отнимет у него благочестивого Царя и пошлет бич в лице нечестивых, жестоких, самозваных правителей, которые зальют всю землю кровью и слезами». И еще: «Держись же, Россия, твердо Веры своей и Церкви, и Царя православного, если хочешь быть непоколебимою людьми неверия и безначалия, и не хочешь лишиться Царства и Царя Православного. А если отпадешь от своей Веры, как уже отпали от нее многие интеллигенты – то не будешь уже Россией или Русью Святою, а сбродом всяких иноверцев, стремящихся истребить друг друга… И если не будет покаяния у Русского народа, — конец близок. Бог отнимет у него Благочестивого Царя и пошлет бич в лице нечестивых, жестоких, самозваных правителей, которые зальют и всю землю кровью и слезами».
Всероссийскому пастырю о. Иоанну Кронштадтскому довелось сыграть важную роль в жизни Царской семье: он лично присутствовал при последних днях и кончине Государя Императора Александра III в Ливадийском дворце в Крыму. Умирая, по принятии Святых Тайн и таинства елеосвящения, Государь просил отца Иоанна положить ему на голову руки, сказав: «Когда вы держите руки свои на Моей голове, Я чувствую большое облегчение, а когда отнимаете, очень страдаю — не отнимайте их». Так отец Иоанн продолжал держать руки на главе умирающего Императора, пока тот не предал душу Богу. Им был совершен Чин присоединения к Православной Церкви принцессы Алисы Гессен-Дармштадтской, нареченной во время Миропомазания Александрой в честь святой Царицы-Мученицы — супруги Николая Александровича, погибшей вместе с мужем в ипатьевском подвале. С глубокой верой и любовью Царь-мученик убедил принцессу принять Святое Православие. В решающем разговоре он сказал: «когда Вы узнаете, как прекрасна, благодатна и смиренна наша Православная религия, как великолепны наши храмы и монастыри и как торжественны и величавы наши богослужения, — Вы их полюбите и ни что не будет нас разделять».
Тайна подвига Царя России Николая Александровича велика, не случайно, что Промыслом Божием родился он в день святого праведного Иова Многострадального, память которого мы праздновали не так давно (6/19 мая). «Я родился в день Иова Многострадального, — говорил император, — и мне предназначено страдать». Подобно праведному Иову, Императору Николаю II были попущены великие крестные испытания. Архимандрит Тихон (Шевкунов) в своей проповеди в день памяти Иова Многострадального и рождения Государя говорил: «так же, как Иов Многострадальный, в день памяти которого родился Император Николай II, Государь знал, что ничего случайного не бывает, и знал, что после благоденствия, трудов и мира настанут страшные испытания для него, для всей России и для его семьи. Так же, как у Иова Многострадального, последним и самым страшным испытанием, которое перенес Николай, было «предательство, трусость, обман» и полное непонимание почти всех, кто находился вокруг него. Приходили люди, пытались утешить его, давали ему какие-то советы, но все эти советы были пусты… не духовны. Все эти советы были, как советы змия, все эти советы убивали и его, и Россию, и Православие. Трусость, обман, предательство — вот что царило вокруг того, быть может, единственного Императора России, который до конца осознал свое призвание, до конца осознал, что он поставлен Богом в смирении, кротости и любви вести русский народ к Небесному Царствию через этот земной путь. Пожалуй, никто из тех, кого Господь призвал на это высокое служение, в такой степени, как Император Николая Второй, не понимал этого. И Государь сподобился величайшей милости от Бога — пострадать за Христа и за Его Церковь».
Многие великие святые русского Православия, знавшие при жизни Царя-мученика, особенно почитали Императора и его убиенную семью. В своем святительском слове, горячо любивший Николая Александровича святой Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский чудотворец, сказанном им в брюссельском Храме-Памятнике в 1962 г., говорил (в связи с важностью слова мы приводим его в минимальном сокращении):
«…Царь-Мученик более всего походил на Царя Алексея Михайловича, Тишайшего, но превосходил его своей непоколебимой кротостью. Россия знала Александра II, Освободителя, но Царь Николай II освободил еще больше народа из братского славянского племени. Россия знала Александра III, Миротворца, а Государь Николай II не ограничивался только попечением о мире в свои дни, но сделал крупный шаг к тому, чтобы все народы Европы и всего мира жили миролюбиво и разрешали свои недоразумения мирным путем. С этой целью, по бескорыстному и благородному личному почину его, была созвана Гаагская конференция. Россия восхищалась Александром I-м и назвала его Благословенным за то, что он освободил Европу от чуждой власти одного человека. Государь Николай II, в условиях во много раз более трудных, восстал против такой же попытки другого человека распространить свою власть на чуждый ему по крови и вере славянский народ и в защите его проявил стойкость, не знающую компромиссов. Россия знала великого преобразователя Петра I, но если припомнить все преобразования Николая II, то мы не знаем, кому отдать предпочтение, причем последним преобразования были проведены более внимательно, обдуманно и без резкости. Иоанна III, Иоанна Калиту Россия знала как собирателей России, но до конца довел их дело Государь Николай II, когда в 1915 году вернул России, хотя и на краткое время, всех ее сынов. Государь Всероссийский — он первый и единственный был Царем Всерусским. Его внутренний духовный нравственный облик был так прекрасен, что даже большевики, желая его опорочить, могут упрекнуть его только в одном — в набожности.
Доподлинно известно, что он всегда начинал и заканчивал свой день молитвой. В великие церковные празднества он всегда приобщался, причем смешивался с народом, приступавшим к Великому Таинству, как это было при открытии мощей преподобного Серафима. Он был образец целомудрия и глава образцовой православной семьи, воспитывал своих детей в готовности служить русскому народу и строго подготовлял их к предстоящему труду и подвигу. Он был глубоко внимателен к нуждам своих подданных и хотел ясно и близко себе представить их труд и служение. Всем известен случай, когда он прошел один несколько верст в полном солдатском снаряжении, чтобы ближе понять условия солдатской службы. Он ходил тогда совсем один и тем ясно опровергаются клеветники, говорящие, что он боялся за свою жизнь. Если Петр I сказал: «А о Петре ведайте, что жизнь ему не дорога, жила бы Россия», то Государь Николай Александрович поистине, можно сказать, исполнил это. Говорят, что он был доверчив. Но великий Отец Церкви св. Григорий Великий говорил, что чем чище сердце, тем оно доверчивее.
Что же воздала Россия своему чистому сердцем, любящему ее более своей жизни Государю?
Она отплатила ему клеветой. Он был высокой нравственности — стали говорить о его порочности. Он любил Россию —стали говорить об измене. Даже люди близкие Государю повторяли эту клевету, пересказывали друг другу слухи и разговоры. Под влиянием злого умысла одних, распущенности других слухи ширились, и начала охладевать любовь к Царю. Потом стали говорить об опасности для России и обсуждать способы освобождения от этой несуществующей опасности, и во имя якобы спасения России, стали говорить, что надо отстранить Государя. Расчетливая злоба сделала свое дело: она отделила Россию от своего Царя и в страшную минуту во Пскове он остался один. Близких нет. Были преданные, но и их не допустили. Страшная оставленность Царя... Но не он оставляет Россию, Россия оставляет его, любящего Россию больше своей жизни. Видя это и в надежде, что его самоумаление успокоит и смирит разбушевавшиеся страсти народные, Государь отрекается от Престола. Но страсть никогда не успокаивается, достигнув желанного, — она разгорается еще больше. Наступило ликование тех, кто хотел низвержения Государя. Остальные молчали. Последовал арест Государя, и дальнейшие события были неизбежны. Если оставить человека в клетке со зверьми, то рано или поздно они его растерзают. Государь был убит, и Россия молчала. Не раздалось ни возмущения, ни протеста, когда совершалось это страшное злодеяние, и это молчание есть великий грех русского народа, совершенный в день св. Андрея Критского, творца Великого покаянного канона, читаемого Великим постом...
Под сводом Екатеринбургского подвала был убит Повелитель Руси, лишенный людским коварством Царского венца, но не лишенный Божией правдой священного миропомазания. Все цареубийства в истории России были произведены кучкой людей, но не народом. Когда был убит Павел I, народ и не знал об этом, а узнав, долгие годы приносил к его гробу сочувствие и молитвы. Убийство Александра II вызвало в России бурю возмущения, которая оздоровила нравственное состояние народа, и это сказалось в царствование Александра III. Народ остался чист от крови Царя Освободителя. Здесь же народ, весь народ виновен в пролитии крови своего Царя. Одни убили, другие одобряли убийство и тем совершили не меньший грех, третьи не помешали. Все виновны и поистине мы должны сказать: «Кровь его на нас и на детях наших». Измена, предательство, нарушение присяги на верность Царю Михаилу Феодоровичу и его наследникам без обозначения их имен, пассивность и окаменение, нечувствие — вот из чего русский народ сплел венок, которым увенчал своего Царя…».
Русский Царь был особенно благочестив, силен верой и упованием на Промысел Божий. Его враги не выдерживали смиренного, но вместе с тем чрезвычайно глубокого царского взгляда. Известно, что в период посещения в Глазго строившегося для России крейсера «Рюрик» на Николая Александровича должно было быть совершено покушение одним из матросов, который приблизился к Царю совсем близко, подавая ему бокал с шампанским. Однако покушение не состоялось: «Я не смог этого сделать, — объяснил он. — Эти глаза смотрели на меня так кротко, так ласково».
Император уделял большое внимание нуждам Православной Церкви, щедро жертвовал на постройку новых храмов, в том числе и за пределами России. Глубокая религиозность выделяли Императорскую чету среди представителей тогдашней аристократии. Все её члены жили в соответствии с традициями православного благочестия.
За весь период царствования Николая II Русская Православная Церковь обогатилась несравнимо большим числом новых святых, чем за весь XIX век. В деле прославления Угодников Божьих Государь-мученик духовно шел впереди многих священноначальников. Ожидая с нетерпением назначения Священным Синодом торжества прославления святителя Иосафа Белгородского, Царь, не согласившись с решением об отсрочке, сам назначил срок торжества. В другой раз его воля была проявлена в деле прославления святителя Иоанна (Максимовича), митрополита Тобольского. Ознакомившись с материалами к прославлению преподобного Серафима Саровского, Государь вынес дерзновенное решение: «немедленно прославить», несмотря на нерешительность членов Священного Синода. После кончины святого праведного Иоанна Кронштадтского Государь призывал ежегодно и всенародно отмечать день поминовения отца Иоанна и так же широко в наступающем 1909 году почтить его память в сороковой день со дня его кончины. Кроме того, он выразил надежду, что Святейший Синод предпримет шаги по канонизации отца Иоанна. Однако большевистский переворот перечеркнул эти планы. Так Святой Царь-Страстотерпец, не боясь мнения отравленной духом века сего аристократии, являл собой пример того, как помазанник Божий должен защищать святыню Православия, оправдывая свой титул Благочестивейшего.
В период правления Императора Николая государство Российское сделало большой рывок в экономическом и социально-политическом развитии: за 23 года прирост населения увеличился вдвое, осуществлялась продуманная миграционная политика (переселение крестьян на Дальний Восток с материальной поддержкой), строительство железных дорог, бурный рост промышленности и сельского хозяйства. Россия была одним из наиболее развитых государств Европы и по праву носила наименование Держава. Все важнейшие реформы царствования Николая II проводились благодаря личной воле Императора, под его непосредственным руководством. В царствование Императора России были построены Китайско-Восточная и Южно-Маньчжурская железные дороги, разработан план электрификации всей страны, проект нефтепровода от Баку до Персидского залива, проект Беломорско-Балтийского канала. Было спроектировано строительство крупных заводов на Урале и Дальнем Востоке, крупнейшей Байкало-амурской железнодорожной магистрали. В конце 1913 г. редактор «Economist Europeen», Эдмон Тэри, произвел по поручению двух французских министров обследование русского хозяйства. Отмечая поразительные успехи во всех областях, Тэри заключил: «Если дела европейских наций будут с 1912 по 1950 года идти так же, как они шли с 1900 по 1912, Россия к середине текущего века будет господствовать над Европой как в политическом, так и в экономическом и финансовом отношении».
Царская Семья беззаветно любила Россию. Флигель-адъютант А. Мордвинов писал: «будучи глубоко верующими христианами, они были русскими и православными в особенности. Из этого мировоззрения главным образом и вытекали их национальный патриотизм, их мистическое настроение, их покорность судьбе и стремление полагаться во всем на волю Бога. Отсюда же проистекало и их отношение ко всему социалистически-безбожному либерально-материалистическому. Они оба (император и императрица) не были и не могли быть «демократами» в том смысле, каким проникнуто это слово в современной партийной жизни и какими их хотела бы видеть наша общественность. Но они всем сердцем и всей душой любили свой народ, притом с той силой и благородством, которые даются в удел лишь немногим, только избранным аристократам по духу и крови: такими они и были в действительности...»
Говоря о Царе-мученике, нельзя не сказать и несколько слов о его семье. Царская Чета являла собой образец подлинно христианской семейной жизни. Отношения Августейших Супругов отличались искренней любовью, сердечным взаимопониманием и глубокой верностью. «Наша любовь и наша жизнь — это одно целое, мы настолько соединены, что нельзя сомневаться и в любви, и в верности — ничто не может разъединить нас или уменьшить нашу», — писала мужу в 1909 году Александра Феодоровна. Алексей Волков, камердинер императрицы, вспоминает: «я не умею рассказать про характеры царской семьи, потому что я человек неученый, но я скажу, как могу. Я скажу про них просто: это была самая святая и чистая семья». Полковник Кобылинский свидетельствовал: «про всю августейшую семью в целом я могу сказать, что все они любили друг друга, и жизнь в своей семье всех их духовно так удовлетворяла, что они иного общения не требовали и не искали. Такой удивительно дружной, любящей семьи я никогда в жизни не встречал и, думаю, в своей жизни уже больше никогда не увижу».
Государыню называли настоящей подвижницей благотворительности. Будучи безупречной женой и матерью, она особенно сочувствовала горестям других матерей и оказывала им посильную помощь и заботу. Государыня устраивала благотворительные базары, выручка от которых шла на помощь больным; она организовала по всей стране учебные мастерские для бедных и открыла училище сестер милосердия. На свои личные средства Царица построила дом для солдат-инвалидов русско-японской войны, где они обучались всякому ремеслу.
Господь благословил царский брак рождением четырех дочерей — Ольги, Татьяны, Марии, Анастасии — и сына Алексея. Долгожданный Наследник Престола родился 12 августа 1904 года (спустя год после прославления по настоянию Императора богоносного Серафима Саровского), который стал любимцем всей семьи. Близкие отмечали благородство характера Царевича, доброту и отзывчивость его сердца. Неизлечимая наследственная болезнь — гемофилия, обнаруженная у Царевича вскоре после рождения, постоянно угрожала его жизни. Этот недуг потребовал от семьи огромного напряжения душевных и физических сил, безграничной веры и смирения. Во время обострения болезни в 1912 году врачи вынесли мальчику безнадежный приговор, однако, Государь на вопросы о здоровье Царевича смиренно отвечал: «Надеемся на Бога». Сам отрок с большим мужеством воспринимал свою болезнь, безропотно отдаваясь в руки Промыслу Божьему. «Воспитанный в благочестивой семье, окруженный бесконечной любовью и заботами матери и отца и лаской сестер, этот отрок сам отдавал всем окружающим свое доброе сердце, простоту и ласку, терпением отвечал на грубости и оскорбления. Не является ли этот отрок лучшим путеводным огнем в нашей греховной, мрачной жизни, когда мы не умеем не роптать и дерзновенно спрашиваем у Господа: «За что?» Не учит ли нас этот отрок светозарный тому христианскому терпению и любви, которые он почерпнул на уроках Закона Божия со своей страдалицей-матерью и которые он сумел воплотить в жизнь?» (Н. В. Борзов. «Светозарный отрок»).
Царь и Царица воспитывали детей в преданности русскому народу и тщательно готовили их к предстоящему труду и подвигу. «Чем выше человек, тем скорее он должен помогать всем и никогда в обращении не напоминать своего положения, — говорил Государь, — такими должны быть и мои дети». Свои заботы и внимание Царевич и Великие Княжны распространяли на всех, кого знали. Они воспитывались в простоте и строгости. «Что касается детей, то долг родителей — подготовить их к жизни, к любым испытаниям, которые ниспошлет им Бог» — эти слова Александры Феодоровны нисколько не расходятся с другим ее утверждением: «радость и счастье нужны детям не меньше, чем растениям нужны воздух и солнечный свет». Достичь этого поможет «не просто любовь, а культивированная любовь в повседневной жизни семьи, выражение любви в словах и поступках. Любезность в доме — не формальная, а искренняя и естественная». «Дети должны учиться самоотречению, — рассуждала императрица. — Они не смогут иметь все, что им хочется. Они должны учиться отказываться от собственных желаний ради других людей. Им следует также учиться быть заботливыми. Беззаботный человек всегда причиняет вред и боль — ненамеренно, а просто по небрежности. Для того чтобы проявить заботу, не так уж много нужно — слово ободрения, когда у кого-то неприятности, немного нежности, когда другой выглядит печальным, вовремя прийти на помощь тому, кто устал. Дети должны учиться приносить пользу родителям и друг другу. Они могут это сделать, не требуя излишнего внимания, не причиняя другим забот и беспокойства из-за себя. Как только они немного подрастут, детям следует учиться полагаться на себя, учиться обходиться без помощи других, чтобы стать сильными и независимыми».
И вот самый настоящий образец кротости, смирения, благородства, терпения и благочестия в лице Царя Николая Александровича и членов его семьи оказались всеми оставлены в период страшных, лютых жизненных испытаний. Те, благодаря которым многие, а по сути большинство, имели кров, работу, благополучие, власть, почести, положение, знания — остались без помощи, поддержки, охраны. Страшно, но лишь малое меньшинство готово было отдать свою жизнь за своих Благодетелей, большинство же с сочувствием или безразличием взирало на происходящее.
«Живым напоминанием о страданиях Христовых явился Царь Николай во дни своих испытаний. Почти все приближенные его оставили и как друзья Иова обвиняли его в несовершенных преступлениях. Толпы, еще недавно его приветствовавшие, теперь поносили его. Распни его, слышалось всюду. А друзья молчали «страха ради иудейского». Царь сохранял крепость духа и все переносил с беззлобием и всепрощением. Этим он прославился на весь мир еще больше, чем славными деяниями своего царствования. Отличаясь с детства благочестием, Государь старался в жизни подражать святым Иову и святителю Николаю. «Я родился в день Иова многострадального и мне предназначено страдать», говорил он еще задолго до скорбных дней. Государь до дна выпил чашу своих страданий. Но кто с Христом страдает, с ним и прославится. На Государе сияет венец Страстотерпца, последовавшего с крестом своим за Сыном Божиим» (слово Святителя Иоанна Сан-Францисского на убиение Царя-Мученика Николая II).
Царская Семья сознавала приближение смерти. В те дни Великая Княжна Татьяна в одной из своих книг подчеркнула строки: «Верующие в Господа Иисуса Христа шли на смерть, как на праздник становясь перед неизбежной смертью, сохраняли то же самое дивное спокойствие духа, которое не оставляло их ни на минуту. Они шли спокойно навстречу смерти потому, что надеялись вступить в иную, духовную жизнь, открывающуюся для человека за гробом».
Известно, что в воскресенье 14 июля, за три дня до мученической кончины, по просьбе Государя в доме разрешили совершить богослужение. В этот день впервые никто из Царственных Узников не пел во время службы, они молились молча. По чину службы положено в определенном месте прочесть молитву об умерших «со святыми упокой». Вместо прочтения дьякон на этот раз запел молитву. Несколько смущенный отступлением от устава, стал петь и священник. Царская Семья опустилась на колени. Так они подготовились к смерти, приняв погребальное напутствие.
Мы не будем напоминать вам о страшных последних минутах жизни Святых Страстотерпцев. Каждому православному сердцу воспоминание о них приносит острую боль и слезы. Царственных Мучеников убили жестоко, хладнокровно, чрезвычайно дерзко, как будто падший ангел бросил вызов самому Богу. Произошла страшная трагедия не только в истории Церкви и России, это трагедия всего мира. Митрополит Анастасий (Грибановский) писал: «Убийство оставленного всеми беззащитного Русского Монарха, вместе с Супругой и юными Детьми, будет всегда стоять тяжелым укором перед совестью всего мира. Мы верим, что настанет время, когда человечество поймет, наконец, что наши Царственные Страстотерпцы и все, кто последовал по их пути, будучи умерщвлены за свидетельство Правды Божией, принесли себя в жертву очищения за грехи всего современного мира, погрязшего во лжи и неправде и нуждающегося в искуплении. С тех пор, как пал Императорский престол в России, равновесие поколебалось повсюду». По Промыслу Божию Царственные Страстотерпцы были взяты из земной жизни все вместе, в награду за безграничную взаимную любовь, которая крепко связала их в одно нераздельное целое.
Но, о чудо, вслед за скорбью и теснотою в сердце от мысли о совершенном безумном дьявольском преступлении в наши сердца приходит Пасха, ведь Святые Мученики, после убиения, мгновенно присоединились к своему Создателю. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? И уже с глубокой теплотой в сердце воспринимаются слова Великой Княжны Ольги, которая писала из заточения: «Отец просит передать всем тем, кто ему остался предан, и тем, на кого они могут иметь влияние, чтобы они не мстили за него — он всех простил и за всех молится, и чтобы помнили, что то зло, которое сейчас в мире, будет еще сильнее, но что не зло победит зло, а только любовь».
Вскоре после революции у митрополита Московского Макария было видение Государя, стоящего рядом со Христом. Спаситель сказал Царю: «Видишь, в моих руках две чаши — вот эта, горькая, для твоего народа, а другая, сладкая, — для тебя». Царь упал на колени и долго молил Господа дать ему выпить горькую чашу вместо его народа. Спаситель вынул из горькой чаши раскаленный уголь и положил Государю в руку. Николай Александрович начал перекладывать уголь с ладони на ладонь и в то же время телом просветлялся, пока не стал, как светлый дух... И вновь увидел святитель Макарий Царя среди множества народа. Своими руками он раздавал ему манну. Незримый голос в это время произнес: «Государь взял вину русского народа на себя; русский народ прощен».
В завершении нашего краткого очерка о Святых Царственных Страстотерпцах приводим открытое обращение святейшего патриарха Тихона, который от лица Церкви на совершенное в Екатеринбурге преступление заявлял:
«...Счастье, блаженство наше заключается в соблюдении нами Слова Божия, в воспитании в наших детях заветов Господних. Эту истину твердо помнили наши предки. Правда, и они, как все люди, отступали от учения Его, но умели искренно сознавать, что это грех, и умели в этом каяться. А вот мы, к скорби и стыду нашему, дожили до такого времени, когда явное нарушение заповедей Божиих уже не только не признается грехом, но оправдывается как нечто законное. Так, на днях совершилось ужасное дело: расстрелян бывший Государь Николай Александрович, по постановлению Уральского областного Совета рабочих и солдатских депутатов, и высшее наше правительство — Исполнительный комитет — одобрил это и признал законным. Но наша христианская совесть, руководствуясь Словом Божиим, не может согласиться с этим. Мы должны, повинуясь учению Слова Божия, осудить это дело, иначе кровь расстрелянного падет и на нас, а не только на тех, кто совершил его. Не будем здесь оценивать и судить дела бывшего Государя: беспристрастный суд над Ним принадлежит истории, а Он теперь предстоит перед нелицеприятным судом Божиим, но мы знаем, что Он, отрекаясь от Престола, делал это, имея в виду благо России и из любви к ней. Он мог бы после отречения найти Себе безопасность и сравнительно спокойную жизнь за границей, но не сделал этого, желая страдать вместе с Россией. Он ничего не предпринял для улучшения Своего положения, безропотно покорился судьбе... И вдруг Он приговаривается к расстрелу где-то в глубине России, небольшой кучкой людей, не за какую-то вину, а за то только, что Его будто бы кто-то хотел похитить. Приказ этот приводят в исполнение, и это деяние, уже после расстрела, — одобряется высшей властью. Наша совесть примириться с этим не может, мы должны во всеуслышание заявить об этом, как христиане, как сыны Церкви. Пусть за это называют нас контрреволюционерами, пусть заточат в тюрьму, пусть нас расстреливают. Мы готовы все это претерпеть в уповании, что и к нам будут отнесены слова Спасителя нашего: «Блаженны слышащие Слово Божие и хранящие Его»!..»
Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси, Москва. Казанский собор, 21 июля 1918 г., праздник Казанской иконы Божией Матери.
И еще о прославлении:
Из «Деяния о соборном прославлении новомучеников и исповедников Российских XX века»:
«Прославить как страстотерпцев в сонме новомучеников и исповедников Российских Царскую семью: Императора Николая II, Императрицу Александру, царевича Алексия, великих княжен Ольгу, Татиану, Марию и Анастасию. В последнем православном Российском монархе и членах его Семьи мы видим людей, искренне стремившихся воплотить в своей жизни заповеди Евангелия. В страданиях, перенесённых Царской семьёй в заточении с кротостью, терпением и смирением, в их мученической кончине в Екатеринбурге в ночь на 4 (17) июля 1918 года, был явлен побеждающий зло свет Христовой веры, подобно тому, как он воссиял в жизни и смерти миллионов православных христиан, претерпевших гонение за Христа в XX веке...».
Икона «Снятие пятой печати» из иконостаса Московского Сретенского Монастыря. |