Всякий православный христианин должен знать, что молиться можно везде, потому что Бог наполняет собою все, находится во всяком месте и присущ всякому существу. Ясное исповедание вездеприсутствия Божия даёт святой царь и пророк Давид: куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо – Ты там; сойду ли в преисподнюю – и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, -и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя (Пс. 138:7–10)
Апостол Павел, говорит, что Бог, сотворивший мир и всё, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет, и что Он От одной крови произвел весь род человеческий… дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас: ибо мы Им живем и движемся и существуем (Деян. 17:24,26–28), и когда свидетельствует: один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас (Ефес. 4:6).
Но есть места исключительного присутствия Божия, где Господь находится особенным, благодатным образом. Храм - особое посвященное Богу здание, в котором собираются верующие для получения благодати Божией чрез таинство Причащения и другие таинства, для возношения молитв Богу, имеющих общественный характер. Так как в храме собираются верующие, составляющие собою Церковь Христову, то храм называется также «церковью,» слово, происшедшее от греческого «кириакон» что значит: «дом Господень».
Сын царя Давида Соломон, построивший первый храм в Иерусалиме произнёс такие слова молитвы: Небеса, даже небеса небес, не могут вместить Тебя. Что же говорить об этом доме, который я построил!...Пусть Твои глаза будут днем и ночью открыты на этот дом, это место, о котором Ты сказал, что положишь на него Свое Имя. Услышишь молитву, которой Твой слуга станет молиться, обращая свой взор к этому месту. Услышь мольбы Твоего слуги и Твоего народа, Израиля, когда они станут молиться, обращая свой взор к этому месту. Услышь с небес, места Твоего обитания и, услышав, прости...И теперь, Бог мой, да будут глаза Твои открыты и слух Твой чуток к молитвам, которые будут возноситься на этом месте.(3 Цар. 8:22–53)
Так же и православный Архиерей молится, во время освящения храма, чтобы Господь сделал так, чтобы храм был пристанищем для обуреваемых всякими страстями, болящих, чтобы очи Господа были отверсты день и ночь и уши Его слышали молитву тех, кто со страхом и благоговением приходит в этот храм и призывает имя Бога.
Храмы христианские, как особые богослужебные здания, стали появляться у христиан в значительном числе лишь после прекращения гонений со стороны язычников, то есть с IV века. Но и до этого храмы уже начали строиться, по крайней мере, с 3 века.
Часто церковные купола называют главами. На нашем храме апостола Иоанна Богослова размещён один купол. Это указывает на то, что у Церкви только одна Глава — Иисус Христос. На куполе православного храма обязательно находится крест. Это символически указывает на победу Христа над смертью.
|