Наступает
время Великого поста, самого древнего из всех многодневных постов, да и самого
главного, который подготавливает нас к светлому празднику – Пасхе. Пост не
диета, но очищение, обновление души. Нельзя выходить на поприще поста с грузом
вины перед кем-то, или обиды на кого-то. Нужно примириться простив всем и испросив прощения самому перед кем виновен.
«…если
вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а
если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам
согрешений ваших» (Мф. 6: 14-15).
Памятуя
эти Евангельские слова, христиане имеют благочестивый обычай в последнее
воскресение перед Великим постом, просить друг у друга прощение. Это
воскресение так и называется – Прощённое. Бывает очень трудно просить прощение
именно у тех, кого мы обидели. Но сделав это, мы нанесём мощный удар по
гордыне, себялюбию. Прося у них прощения мы, тем самым, учимся терпению,
смирению и любви.
В
дни Великого поста, очень часто, будет произноситься молитва Ефрема Сирина особая
значимость которой состоит в том, что в ней перечисляются самые важные
составляющие покаяния, указывается, что конкретно необходимо делать, к чему
прилагать усилия. Ибо цель этих усилий, подвигов — освободить себя, прежде
всего, от недуга, препятствующего нашему общению с Богом.
Замечательное поэтическое
переложение этой молитвы принадлежит А. С. Пушкину:
Отцы пустынники и жены
непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольных бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв;
Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Всех чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой:
Владыко дней моих! Дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.
|
|