Начало праздника Богоявления восходит к апостольским временам. О нем упоминается в Апостольских постановлениях. От II века сохранилось свидетельство святителя Климента Александрийского о праздновании Крещения Господня и совершаемом пред этим праздником ночном бдении.
В Навечерие и сам праздник, особым чином, который бывает только два раза в году, освящается вода. Первое Великое водоосвящение бывает накануне праздника в Храме, а другое — в самый праздник под открытым небом на реках, прудах, колодцах.
Первое, в древности, совершалось для Крещения оглашенных и уже, впоследствии, обращено в воспоминание крещения Господня; второе же, от древнего обыкновения иерусалимских христиан, в день Богоявления, выходить на реку Иордан и здесь вспоминать Крещение Спасителя.
Отчего и у нас Богоявленский крестный ход имеет наименование крестного хода на Иордань. По окончании божественной литургии, верующие идут крестным ходом на Волгу, где заблаговременно приготавливается прорубь и огороженное место для раздевания.
А около проруби уже ждут люди, когда можно набрать освящённой воды, да искупаться, находятся и такие смельчаки.
Жаль только, что все эти люди не участвуют в крестном ходе. Ведь на Руси всегда любили крестные ходы. Народная вера в их благодатную действенность была безграничной. Что такое крестный ход? Это открытое исповедание веры. Это покаяние и стремление молитвенными трудами привлечь к себе благодать Божию. Крестные ходы оказывают огромное организующее и воспитательное воздействие, возрождающее духовное самосознание русского народа. Это понимали даже безбожные власти, заменяя их демонстрациями.
Надеюсь, что по милости Божией, наш Крестный ход будет расти и множиться, знаменуя этим укрепление веры православной в людях, живущих на славной приморской земле.